Зачет и возврат налоговой переплаты с 2022 до 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачет и возврат налоговой переплаты с 2022 до 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.

Комментарии к ст. 79 НК РФ

При применении статьи 79 НК РФ следует учитывать, что самостоятельность исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога предполагает уплату налога за счет собственных средств и в дальнейшем при наличии к тому оснований своевременный возврат или зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы налога только данному налогоплательщику.

Возможность передачи права требования, вытекающего из публично-правовых отношений по сделке (уступке права требования), регулируемой гражданским законодательством, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи налогоплательщиком своих прав на получение возмещения процентов, начисленных за несвоевременный возврат налога из бюджета, в порядке заключения сделок гражданско-правового характера.

При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.

Таким образом, срок, с которого начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата излишне уплаченной суммы налога исчисляется по истечении одного месяца со дня получения налоговым органом первого заявления налогоплательщика.

Налоговики обязаны вернуть не только налог, но и проценты.

Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?

Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.

Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.

Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).

Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.


Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.


Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.

Читайте также:  Отпуска медицинских работников

Порядок возврата суммы излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

Разъясняет помощник прокурора г. Первоуральска Пехота К.А.

Статьей 78 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина (ст. 333.40 НК РФ).
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 НК РФ.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом с учетом особенностей в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

В случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, то к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. (В редакции федеральных законов от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ)

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Куда обращаться за возвратом переплаты по страховым взносам?

До 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов во внебюджетные фонды осуществляли органы ПФ РФ и ФСС РФ. С 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов, установленных гл.34 «Страховые взносы» НК РФ, осуществляют налоговые органы.

Читайте также:  Выплаты за второго ребенка в 2023 году

В связи с этим возникает вопрос: куда обращаться налогоплательщику, если возникла переплата по страховым взносам?

Переходными положениями, которые определены в Федеральных законах от 03.07.2016 г. №243-ФЗ и №250-ФЗ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов разграничены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Как зачесть или вернуть переплату сейчас

По действующим правилам зачет переплаты по федеральным налогам и сборам, региональным налогам, а также местным налогам и сборам производят по соответствующим видам. То есть, федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных (п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

В частности, НДС является федеральным налогом, поэтому с переплатой по этому налогу можно поступить так:

  • зачесть в счет будущих платежей по НДС;
  • зачесть в счет других федеральных налогов – текущих и будущих платежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней, штрафов;
  • вернуть на расчетный счет.

Варианты и ограничения возврата суммы излишне уплаченного налога

Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.

Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете.

Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.

Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата.

При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.

Возникновение права на компенсацию от ИФНС

Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ. Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.

Право на получение процентов на сумму излишне уплаченных/взысканных налогов возникает:

  • по факту излишнего взыскания налогов по решению ИФНС
  • при нарушении налоговиками сроков на возврат добровольно переплаченных сумм.

Новое в законодательстве

Изменения в законодательстве направлены в первую очередь на упрощение процедуры по возврату излишне взысканных сумм налогов (сборов, взносов, пеней, штрафов и др.), для сокращения числа судебных разбирательств, а также для распространения досудебной процедуры обжалования отказа в возврате таких сумм.

Порядок по возврату излишне взысканного налога установлен в НК РФ, статье 79. Согласно НК, правила по возврату установлены не только для налогов, но и для авансовых платежей, страховых взносов, штрафов и пени. Распространяются данные правила как на налоговых агентов, так и плательщиков взносов и сборов.

До принятия вышеуказанного закона, заявление на возврат налога подавать можно было только в течение месяца с того дня, в который налогоплательщику стало известно об излишне взысканной сумме налога, либо с того момента, как вступало в силу решение судебных органов. Из-за небольшого периода, налогоплательщики были вынуждены обращаться в суд, так как подать соответствующее заявление в судебные органы можно в срок до трех месяцев.

Теперь, для того, чтобы обратиться в налоговую о взыскании излишне уплаченного налога отведен срок до трех лет.

Отсчет начинают с того дня, когда организация – налогоплательщик узнала об излишне взысканном налоге. Однако после внесения изменений в 79 статью НК РФ нет указаний о праве налогоплательщика обращаться в суд для взыскания. Это говорит о том, что обратиться в судебные органы организация вправе, но только в том случае, если налоговая откажет в удовлетворении заявления о возврате излишних сумм налога. Еще одним основанием для обращения в суд будет являться неполучение ответа от налогового органа на заявление налогоплательщика в положенный по закону срок.

Читайте также:  Разрешение на оружие в 2023: пошагово как получить

Таким образом, порядок взыскания излишне взысканного налога теперь схож с порядком, установленным для взыскания излишне переплаченных сумм налога, то есть прежде чем обратиться в суд необходимо обратиться в налоговую с заявлением. Срок обращения в обоих случаях теперь равен трем годам.

Проценты за излишне взысканную сумму налога

При установлении факта излишне взысканного налога, налоговый орган по заявлению от налогоплательщика принимает решение о возврате той суммы налога, которая была излишне взыскана, а также начисленных на нее процентов. Возврат суммы должен быть выполнен в течение месяца с момента получения заявления о возврате.

Проценты начисляются на сумму налога, взысканного сверх положенной суммы, уже со следующего дня после факта взыскания.

Начисляются проценты вплоть до того дня, когда фактически налоговая возвращает деньги организации. Процентная ставка при этом равна ставке рефинансирования ЦБ РФ на эти указанные дни.

Решение о возврате или отказе налогоплательщику в возврате суммы налоговый орган должен принять в течение 10 дней с момента получения заявления.

Еще один очень важный элемент, который вам стоит знать, описывается в п. 10 ст. 78 НК РФ. Это пункт, в котором уточняются сведения, данные в пункте номер шесть той же статьи закона. Насколько вы помните, шестой пункт рассказывает о том, когда именно производится зачисление возвращенных средств. Однако бывают случаи, когда это не происходит, то есть происходит просрочка платежа. Что на этот счет говорит законодательство? В данном пункте этой статьи Налогового кодекса сказано, что такая ситуация возможна, и если она все же случается, то за каждый день просрочки (то есть после истечения месяца, обозначенного в шестом пункте) налогоплательщику начисляется процент. Процентная ставка по данной выплате приравнивается к ставке рефинансирования, актуальной на момент просрочки платежа.

Ситуация первая: переплата произошла из-за ошибки бухгалтера

Часто причиной излишней уплаты налогов является невнимательность бухгалтера, указавшего неверную сумму, неправильный код бюджетной классификации и пр. Ошибка остается незамеченной до тех пор, пока ее не выявит очередная сверка взаиморасчетов с ИФНС. Если три года с даты излишней уплаты уже истекли, налогоплательщику приходится возвращать деньги через суд.

Налоговики традиционно заявляют, что бухгалтер должен узнать о переплате сразу после перевода средств в бюджет. Но судьи, как правило, с ними не соглашаются и признают, что излишняя уплата стала очевидна только во время сверки (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24.02.11 № КА-А40/203-11 и от 29.03.11 № КА-А40/1628-11).

В большинстве случаев одним из главных аргументов является тот факт, что инспекторы знали о переплате еще до сверки, но не сообщили бухгалтеру. А между тем обязанность налоговиков информировать об излишних платежах в бюджет закреплена пунктом 3 статьи 78 НК РФ. Судьи расценивают эту обязанность инспекторов как еще одно доказательство права налогоплательщика на возврат (постановления ФАС Уральского округа от 04.04.11 № Ф09-1603/11-С3 и ФАС Западно-Сибирского округа от 24.03.11 № А75-5895/2010).

Встречаются и решения в пользу ИФНС. Так, ФАС Северо-Кавказского округа сделал вывод, что организация должна была заметить переплату не в день сверки, а раньше — при подаче декларации, при наступлении срока уплаты или при самой уплате (постановлении от 04.02.11 № А22-937/2010). К счастью, вердикт в пользу налоговиков — скорее исключение, нежели правило.

Ситуация третья: факт переплаты обусловлен судебным решением

Еще одну категорию споров о возврате составляют случаи, когда чрезмерная уплата налогов подтверждена решениями судов.

Это относится к ситуации, когда бухгалтер нашел ошибку в облагаемой базе, подал уточненную декларацию, а инспекторы провели камеральную проверку и не подтвердили уменьшение базы. Далее компания оспорила решение по проверке в арбитраже, и выиграла спор. Однако со дня перечисления налога прошло более трех лет, и возврат переплаты стал возможен только в судебном порядке. Здесь арбитры единодушно приходят к выводу, что три года на подачу иска следует отсчитывать с даты, когда вступил в силу вердикт, аннулировавший решение по «камералке» (см., например, постановление ФАС Московского округа от 06.07.11 № Ф05-5670/11).

Поводом для признания переплаты может служить и оспоренное решение по выездной проверке. Есть пример, когда организация победила и в первой, и в апелляционной инстанции. Но пока шли тяжбы, трехлетний срок с момента переплаты оказался пропущен. Однако ФАС Московского округа подтвердил право на возврат, посчитав, что бухгалтер узнал об излишней уплате в день, когда вступило в силу решение по апелляционной жалобе (постановление от 09.08.11 № Ф05-7508/11).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...