Как проводить расчеты с подотчетными лицами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводить расчеты с подотчетными лицами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Результаты инвентаризации расчетов с персоналом оформляются инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) (далее — инвентаризационная опись (ф. 0504089)) и актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Обе формы утверждены Приказом Минфина России N 173н .

Проверка расчетов с кредиторами

Инвентаризация расчетов по обязательствам учреждения заключается в проведении следующих мероприятий:

Объект инвентаризации (счет бухгалтерского учета)

Мероприятия, проводимые в ходе инвентаризации расчетов по обязательствам

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (счет 0 301 00 000)

1. Проверка правильности и обоснованности сумм по долговым обязательствам в соответствии с заключенными договорами (кредитными соглашениями).

2. Проверка обоснованности расходов по выплате процентов по отношению к суммам задолженности по кредитам и займам в период их начисления.

3. Анализ правовых оснований для получения кредитов и займов, наличия ограничений по получению кредитов (с учетом правомерности получения кредитов, требований к согласованию крупных сделок, сделок с заинтересованностью, соблюдения законодательства о защите конкуренции)

Расчеты по принятым обязательствам (счет 0 302 00 000, за исключением расчетов по оплате труда)

1. Проверка правильности и обоснованности сумм кредиторской задолженности (по каждому кредитору), числящихся на счетах бухгалтерского учета в соответствии с заключенными учреждением договорами (государственными контрактами) по приобретению товаров, работ, услуг (в том числе сопоставление сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг) и иными документами.

2. Сверка расчетов с контрагентами (поставщиками, подрядчиками и иными кредиторами) (при необходимости).

3. Анализ кредиторской задолженности по срокам погашения, которые предусмотрены договорами (государственными контрактами), иными документами.

4. Проверка наличия (отсутствия) неучтенных обязательств

Расчеты по платежам в бюджеты (счет 0 303 00 000)

1. Проверка правильности и обоснованности числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по налогам, страховым взносам (в том числе проверка расчетов, налоговых деклараций) и иным обязательствам перед бюджетом.

2. Сверка сумм задолженности по налогам (страховым взносам) по данным бухгалтерского учета с актами сверки ФНС*.

3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на конец отчетного (проверяемого) периода по срокам погашения.

4. Проверка задолженности по возврату в бюджет части субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в связи с невыполнением государственного задания, а также остатков субсидий на цели (сроки возникновения, полнота и своевременность перечисления в бюджет) (при наличии)

Прочие расчеты с кредиторами (счет 0 304 00 000)

Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности по расчетам с прочими кредиторами

Расходы будущих периодов (счет 401 50 000)

Проверка правильности и обоснованности сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, числящихся на счетах бухгалтерского учета

Резервы предстоящих расходов (счет 0 401 60 000)

Проверка правильности и обоснованности созданных в учреждении резервов на предстоящую оплату отпусков работникам, ремонт основных средств и другие цели, предусмотренные учетной политикой учреждения

Инвентаризация расчетов по счету 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами»

Инвентаризация расчетов, совершаемых по счету 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами», представляет собой сверку подотчетных сумм по отчетам подотчетных лиц по выданным авансам, а также сумм выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) (п. 3.47 Методических указаний). При проведении проверки в части командировочных расходов следует обратить внимание на наличие:

  • служебного задания;
  • приказа о направлении в командировку;
  • командировочного удостоверения;
  • документов, приложенных к авансовому отчету, которые подтверждают расходование средств и приобретение ценностей (в частности, товарных и кассовых чеков, проездных билетов, счетов за проживание в гостинице).

Напомним, что в соответствии с п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций денежные средства выдаются под отчет по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления получателя, в котором в обязательном порядке указываются назначение аванса и срок, на который он выдается.

Письменное заявление на выдачу денежных средств под отчет должно содержать собственноручную надпись руководителя учреждения о сумме наличных денег и сроке, на который они выдаются, а также его подпись и дату (п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций). Указанная надпись необходима на каждом заявлении о выдаче денежных средств под отчет.

В бухгалтерском учете данная операция отражается следующим образом:

 Казенное учреждение 
(п. 84 Инструкции
N 162н)
 Бюджетное учреждение 
(п. 105 Инструкции
N 174н)
 Автономное учреждение 
(п. 165 Инструкции
N 183н)
 Дебет 
 Кредит 
 Дебет 
 Кредит 
 Дебет 
 Кредит 
0 208 00 560
0 201 34 610
0 208 00 560
0 201 34 610
0 208 00 000
0 201 34 000
0 208 00 560
0 210 03 660
0 208 00 560
0 201 11 610
0 208 00 000
0 201 11 000

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами

Как любая дебиторская или кредиторская задолженность, состояние расчетов с подотчетными лицами подлежит инвентаризации, согласно пункту 3.47 Методических рекомендаций о проведении инвентаризации. Решение о проведении проверки принимает руководитель компании. Также существуют случаи проведения обязательной инвентаризации, например составление годовой бухгалтерской отчетности или ликвидация компании.

Читайте также:  Что изменится у инвалидов в 2023 году

В ходе инвентаризации необходимо проверить суммы выданных авансов, правильность составления авансовых отчетов, соответствие их целевому использованию полученных денег по отчет. По результатам проверки следует составить акт инвентаризации. Форма акта не утверждена, следовательно компании необходимо разработать её самостоятельно, отразив в ней:

  • дату и основание проведения инвентаризации;
  • состав инвентаризационной комиссии;
  • выявленные расхождения между учетными и фактическими данными, полученными в ходе проверки.

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами

Расчеты с подотчетными лицами ведутся на счете 208 00 согласно Инструкции № 157н. Группировка расчетов с подотчетными лицами осуществляется в разрезе видов выплат, утвержденных сметой учреждения (планом финансово-хозяйственной деятельности), по аналитическим группам синтетического учета объекта учета. Аналитический код формируется посредством детализации аналитической группы по соответствующим аналитическим видам, например:

  • 208 21 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи»;

  • 208 22 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг»;

  • 208 31 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств»;

  • 208 34 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов»;

  • 208 64 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых работодателями, нанимателями бывшим работникам».

В ходе проведения инвентаризации необходимо проверить:

  • отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования;

  • суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи);

  • наличие задолженности по подотчетным суммам за уволенными сотрудниками или за организацией перед данными сотрудниками.

Акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности (образец)

Эти официальные формы часто применяются компаниями на практике, вместе с тем они не являются обязательными. По своему усмотрению можно разработать и ввести в работу организации собственные формы, не забывая при этом о требованиях к первичным документам, установленных законом о бухучете.

Инфо

формы ИНВ-24 Официальная форма ИНВ-24 – это акт контрольной проверки правильности проведенной инвентаризации. Проведение такой проверки не является обязательным, вместе с тем ее проведение может быть целесообразно в случае, когда проверяется большое количество ТМЦ.

Цель контрольной проверки заключается в том, чтобы выявить возможные ошибки комиссии по инвентаризации, допущенные при подсчете ценностей, и принять меры к их устранению.

Вопрос № 1. Мы хотим провести инвентаризацию кадровых ресурсов по причине высокой кадровой текучести. Поможет ли нам приостановить инвентаризация этот процесс?

Инвентаризация кадровых ресурсов позволит выявить причины высокой кадровой текучести, но на регулирование повлиять может только сама организация.

Вопрос № 2. Правда ли, что в коллективе, где преобладают сотрудники с высшим образованием, кадровых проблем гораздо меньше? Есть ли какая-то статистика?

Такой статистики нет, т.к. инвентаризация кадровых ресурсов – это комплекс мероприятий, оценивающий индивидуально каждое предприятие. Образовательный компонент всегда имеет значение.

Какие документы относятся к локальным актам, требующих проверки

  • перечень ответственных сотрудников, которые правомочны получать денежные средства под отчет;
  • перечень сотрудников руководящего состава предприятия, которые располагают доверенностью давать поручения сотрудникам в отношении целевого использования авансовых средств, а сотруднику бухгалтерской службы, либо кассиру предприятия – распоряжения в отношении выдачи денежных сумм под отчет.

Авансовые отчеты следует проверять на:

  • соответствие использования денежных средств с целевым назначением;
  • соответствие сроков составления авансового отчета со сроком возврата оставшихся денежных средств;

Проверка расчетов с подотчетными лицами государственных (муниципальных) учреждений

— соответствие сведений, отраженных в журналах операций, данным отчетов – баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130)) и отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121 или 0503721) за отчетный период;

Наличие заявления подотчетного лица на выдачу подотчетных сумм (в том числе на служебную командировку) не ставится законодательством в зависимость от каких-либо условий. Следовательно, деньги под отчет должны выдаваться исключительно на основании письменного заявления получателя;

Как проводить расчеты с подотчетными лицами

Деньги в подотчет выдаются на основании распорядительного документа руководителя, либо на основании заявления сотрудника, в которых указываются цель, сумма и срок выдачи. После истечения срока, на который выдан подотчет, сотруднику отводится три дня на предоставление отчета о расходах. Если же деньги, полученные под отчет, не были израсходованы, их необходимо вернуть.

Как любая дебиторская или кредиторская задолженность, состояние расчетов с подотчетными лицами подлежит инвентаризации, согласно пункту 3.47 Методических рекомендаций о проведении инвентаризации. Решение о проведении проверки принимает руководитель компании. Также существуют случаи проведения обязательной инвентаризации, например составление годовой бухгалтерской отчетности или ликвидация компании.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.

Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях

При получении подотчетных сумм работник должен написать в командировочном удостоверении расписку в получении денег, которая пишется получателем только собственноручно, чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: руб. — прописью, коп. — цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

Читайте также:  Какие выплаты положены матерям одиночкам?

В заключение хотелось бы отметить, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещение командировочных расходов.

Оформление документов по итогам инвентаризации

Информация о наличии активов и достоверности учитываемых обязательств фиксируется в инвентаризационных описях или актах инвентаризации. Заполняют их по определенным правилам: на каждой странице подсчитывают число проверенных позиций и их суммарный итог в натуральных и денежных значениях. Пустые строки обязательно прочеркиваются.

Установленные расхождения фактических данных от учетных записываются в сличительных ведомостях. На основе полученных объяснений ответственных лиц руководитель принимает решение о способах списания недостач. Излишки имущества приходуются.

Для оформления итогов проверки разных категорий имущества могут применяться унифицированные формы документации по инвентаризации активов и обязательств (инвентаризационные описи по основным средствам № ИНВ-1, по ТМЦ № ИНВ-3, акты инвентаризации ТМЦ отгруженных № ИНВ-4, наличных денег № ИНВ-15, расчетов с контрагентами № ИНВ-17 и другие). Результаты проверок по группам активов и обязательств обобщаются в ведомости № ИНВ-26. В ней отражаются сведения о расхождениях и порядок их устранения в соответствии с распоряжением руководителя

Инвентаризация расчетов по начислению и выплате заработной платы

При проведении инвентаризации необходимо проверить соответствие начисленных сумм заработной платы и других выплат положениям системы оплаты труда, локальным нормативным актам работодателя, данным о фактической выработке, фактически отработанном времени, а также определить характер задолженности в расчетах с работниками по заработной плате (нормальная или просроченная).

Для этого проверке подвергаются данные синтетического и аналитического учета.

Проверку лучше начинать с документов, которые являются основаниями для расчета заработной платы. К таким документам относятся:

— коллективный договор, положения об оплате труда, премировании, другие локальные нормативные акты;

— трудовые договоры;

— приказы о привлечении к сверхурочной работе, работе в выходные дни, совмещении профессий, прочие приказы, устанавливающие размеры надбавок и доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также приказы, содержащие специфические нормы по оплате труда и предусматривающие внесистемные выплаты.

Сведения о фактически отработанном времени можно получить из табеля учета рабочего времени.

Сведения о суммах фактически начисленной заработной платы содержатся:

— в лицевых счетах;

— в нарядах и других документах на выполнение в течение месяца работы в соответствии с утвержденными нормами и расценками (при сдельной форме оплаты труда);

— в расчетных (расчетно-платежных) ведомостях.

Информация о выплате работникам заработной платы представлена в платежных (расчетно-платежных) ведомостях и расходных кассовых ордерах.

После того как установлено наличие всех необходимых документов, нужно сверить данные первичных учетных документов и регистров с суммами, отраженными на счетах бухгалтерского учета.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов (Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) в бухгалтерском учете начисление заработной платы отражается по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников (08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и т.д.).

При инвентаризации расчетов с персоналом обороты по кредиту счета 70 сравнивают с суммами, отраженными в расчетных (расчетно-платежных) ведомостях.

Выплата заработной платы отражается по дебету счета 70 и кредиту счетов учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета»).

При осуществлении различных удержаний из заработной платы возможны корреспонденции со счетами 68 «Расчеты по налогам и сборам» (при удержании НДФЛ), 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (при удержании неиспользованной суммы аванса, полученного под отчет), 73 «Расчеты с персоналом по прочим обязательствам» (например, в счет возмещения ущерба, причиненного работодателю, или погашения займа, предоставленного организацией), 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (при удержании алиментов).

Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено, что аналитический учет по счету 70 ведется по каждому работнику организации.

Порядок проведения инвентаризации

Порядок по которому проводят инвентаризацию устанавливается в Методических указаниях (утв. Приказом Минфина России №49 от 13.06.1995). Он представлен тремя этапами:

  • На первом этапе компания издает приказ о проведении инвентаризации (форма ИНВ-22), после чего его регистрируют в журнале учета контроля по выполнению соответствующих приказов (ИНВ-23). Кроме того, на первом этапе формируется инвентаризационная комиссия;
  • На втором этапе происходит непосредственная проверка расчетов. Для этого разворачивают сальдо по счета в отношении отдельных работников. После этого рассматривают документы, подтверждающие насколько правомерна задолженность в расчетах по каждому работнику;
  • На третьем этапе составляют акт (форма ИНВ-17), в котором отражаются остатки долгов по расчетам с сотрудниками, которые не были подтверждены документально. После этого результаты инвентаризации заносят в форму ИНВ-23.

Как провести инвентаризацию в школе или другом бюджетном учреждении

Рассмотрим поэтапно процесс проведения инвентаризации:

  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Согласование сроков проведения и видов имущества для инвентаризации.
  • Подготовка приказа о проведении инвентаризации (форма, утвержденная Госкомстата России от 18 августа 1998 г № 88) Приказ утверждается руководителем учреждения.
  • Передача данных учета бухгалтерией председателю комиссии (инвентаризационные описи, сличительные ведомости).
  • Проверка фактического имущества и обязательств.
  • Сопоставление наличия имущества с данными отраженными в бухгалтерском учете.
  • Отражение результатов инвентаризации (излишки. недостача) в бухгалтерских регистрах.
Читайте также:  Что изменится в порядке возмещения НДС с 01.01.2023?

Инвентаризационные описи формируются на фактическую дату проведения инвентаризации.

Описи могут быть заполнены с помощью вычислительной техники или ручным способом (по данным бухгалтерского учета).

Фактическое наличие имущества (ценностей) в описи прописываются разборчиво, шариковой ручкой или чернилами:

  • количество,
  • цену,
  • итоги.

Исправления в описи согласовываются всеми членами инвентаризационной описи.

Порядок учета инвентаризации материально-производственных запасов

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения проверок, в том числе определение конкретных наименований, видов, групп, запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки и т.п., устанавливается руководителем организации, а также руководителями подразделений организации по поручению руководителя организации.

Материально-производственные запасы (материалы, готовая продукция, товары) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация материально-производственных запасов (МПЗ) должна, как правило, проводиться в порядке расположения материалов в данном помещении.

При хранении материально-производственных запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки материалов вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материально-производственных запасов путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках материалов со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Материально-производственные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти материально-производственные запасы заносятся в отдельную опись под наименованием «Материально-производственные запасы, поступившие во время инвентаризации». В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дать и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка: «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти материалы.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации материально-производственные запасы могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти материалы заносятся в отдельную опись под наименованием «Материально-производственные запасы, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие материально-производственные запасы во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

Инвентаризация материально-производственных запасов, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами:

— по МПЗ, находящимся в пути, — расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами;

— по отгруженным МПЗ — копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т. д.);

— по просроченным оплатой документам — обязательным подтверждением учреждением банка;

— по МПЗ, находящимся на складах сторонних организаций, — сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.

На материально-производственные запасы составляются отдельные описи. Перечень форм описи представлен в таблице 1.1.

Данные заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих материалов на ответственное хранение.

Таблица 1.1 — Перечень форм описи

Номер формы

Наименование формы

Приводимые в форме данные

ИНВ-3

Инвентаризационная опись материально-производственных запасов

Отражение данных фактического наличия материально-производственных запасов

ИНВ-4

Акт инвентаризации материально-производственных запасов отгруженных

Данные приводятся по каждой отдельной отгрузке: наименование покупателя, наименование МПЗ, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа

ИНВ-5

Инвентаризационная опись материально-производственных запасов, принятых на ответственное хранение

Указываются данные на МПЗ, хранящиеся на складах других организаций: наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов

ИНВ-6

Акт инвентаризации материально-производственных запасов, находящихся в пути

По каждой отдельной отправке приводятся данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, перечень и номера документов, на основании которых эти материалы учтены на счетах бухгалтерского учета

В описях на материально-производственные запасы, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование материалов, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи материалов в переработку, номера и даты документов.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.

Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи инвентарь и хозяйственные принадлежности заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...