Что такое ДОПОГ и опасный груз: расшифровка и получение разрешения 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое ДОПОГ и опасный груз: расшифровка и получение разрешения 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде.

Запрет на допуск водителей с нарушением режима труда и отдыха

12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:

выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;

допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;

выпускать на линию транспортные средства при наличии неисправностей и условий, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;

допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также водителей с нарушением режима труда и отдыха, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;

В первом из приведенных абзацев изменилась только формулировка, а смысл полностью сохранился.

А вот во втором изменения куда более серьезные. С 1 марта 2023 года правила дорожного движения запрещают должностным лицам выпускать на линию водителей, нарушающих режим труда и отдыха.

С одной стороны, данное нововведение может быть воспринято позитивно, т.к. вводится дополнительный этап для контроля режима работы водителей, то есть нарушающих водителей, находящихся за рулем больше положенного времени, на дорогах должно стать меньше.

С другой стороны, нововведение создает определенные трудности для организаций. И все дело в том, что нельзя просто спросить у водителя, соблюдает ли он режим труда и отдыха. Водители бывают разные и некоторые, чтобы начать рабочий день, могут попросту обмануть. Поэтому должностным лицам придется перед каждым выпуском на линию считывать и анализировать карту тахографа водителя.

Со считыванием, как правило, серьезных проблем не бывает. Для этого достаточно приобрести специальный считыватель для карт тахографа. А вот с анализом результатов могут возникнуть определенные проблемы. Если в организации есть специальное программное обеспечение, то проверка будет проходить в автоматическом режиме. Если же такой программы нет, придется вручную проверять, что требования законодательства не нарушены.

Читайте также:  Порядок ликвидации ЗАО: пошаговая инструкция в 2022 году, образец протокола

В общем, выпуск водителей на линию будит занимать больше времени, а в случае ручных проверок — намного больше.

Как водителю получить разрешение ДОПОГ

Для того чтобы перевозить ОГ на территории своей страны и других государств, где действует соглашение ДОПОГ, необходимо получить соответствующее разрешение.

И первое условие – наличие трехлетнего водительского стажа без серьезных замечаний, а также открытая необходимая транспортная категория.

Помимо прочего, водителю придется пройти специальные обучающие курсы, в рамках которых он получит ознакомление с системой маркировки, классификацией вредных и опасных веществ, а также изучит правила оказания доврачебной помощи в случае чрезвычайного происшествия, принципы пожаротушения, обеззараживания и дегазации, и оптимальный алгоритм поведения в условиях ЧС.

По месту оформления свидетельства ДОПОГ заявитель должен подавать определенный пакет документов, включающий в себя справку о прохождении теоретического курса и успешной сдаче экзаменов по его итогам, права с открытой категорией и медицинское освидетельствование его годности.

Документы, необходимые для оформления перевозки ОГ авиационным транспортом

Чтобы правильно оформить к перевозке груз, подпадающий под определение «опасный груз», когда используется авиаперевозка опасных грузов (включая мультимодальные типы перевозок), необходим ряд документов. Эти документы являются основными, без них невозможен допуск груза не только на борт ВС, но и на грузовой терминал аэропорта. Общий список документов, а также порядок их заполнения и предоставления, указан в следующих нормативных и правовых документах:

  • Приказе ФАС России № 372 от 29.12.98 г.;

  • Воздушном кодексе РФ;

  • международном стандарте качества – ISO 9000.

Опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов — «ДОПОГ» (Дорожные перевозки опасных грузов) распределяются на следующие классы:

  • 1 — взрывчатые материалы (ВМ);
  • 2 — газы, сжатые, сжиженные и растворённые под давлением;
  • 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  • 4 — легковоспламеняющиеся твёрдые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
  • 5 — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
  • 6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
  • 7 — радиоактивные материалы (РМ);
  • 8 — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
  • 9 — прочие опасные вещества.

Предприятие, которое осуществляет дорожную перевозку опасного груза должно иметь консультанта по вопросам безопасности, который и организует безопасный перевозочный процесс опасного груза в соответствии с правилами перевозки опасных грузов автотранспортом ДОПОГ. Для организации перевозки Вам необходимо знать точную информацию об опасном грузе. Точная информация о грузе (является он опасным или нет, свойства опасности, номер ООН, класс опасности, группа упаковки, является ли вещество опасным для окружающей среды (наличие или отсутствие маркировки) и т.д.), которая необходима для отправки, должна быть указана в Паспорте безопасности химической продукции на груз. Данный паспорт безопасности Вы можете запросить у производителя или заказать в организации, которая занимается экспертизой, разработкой и регистрацией паспортов безопасности на указанный груз. Аммиачная селитра (аммония нитрат), содержащая не более 0,2% горючих веществ, относится к опасным грузам (класса 5.1 окисляющие вещества, № ООН 1942) при ее перевозке автомобильным транспортом. Аммиачная селитра, содержащая более 0,2% горючих веществ, является опасным грузом класса 1 (взрывчатые вещества и изделия) № ООН 0222. В зависимости от номера ООН будут предъявляться соответствующие требования к перевозке, в том числе к транспортному средству и документам.

ДОПОГ изменения с 2018 года

Тем не менее краткий обзор изменений две тысячи семнадцатого года, которые касаются правил перевозки различного рода опасных грузов автомобильным транспортом, мы все же приведем.

Во-первых, существенным образом возросло количество государств, которые являются участниками Европейского соглашения о дорожной перевозке различного рода опасных грузов. Так, например девятнадцатого октября две тысячи шестнадцатого года в этот список была включена Грузия. С этой даты на соответствующие органы данного государства были возложены обязательства, которые предусмотрены Европейским соглашением о дорожной перевозке различного рода опасных грузов.

Во-вторых, статус опасных грузов получили транспортные средства, которые перевозятся с находящимся в их баках топливом или же с находящимся в их баллонах газами. Однако в своем подавляющем большинстве правила перевозки транспортных средств автомобильным транспортом остались неизменными.

В-третьих, изменения коснулись положений о перевозки различного рода топлива в топливных баках.

Правила транспортировки ОГ в колонне

При перевозке опасного груза в колонне существует ряд правил:

  • при выезде колонны с места загрузки каждое ТС должно иметь запас топливо на 500 км беспрерывного движения;
  • должен быть назначен ответственный в колонне за соблюдение всех нормативов и правил перевозки;
  • в определенных случаях колонну должен сопровождать автомобиль ГИБДД, в таком случае первое ТС едет с включенным проблесковым маячком;
  • в случае плохой видимости (обзор менее 300м) колонна вправе остановиться, более детально данный вопрос расписан в сопроводительной документации и зависит от характера груза и класса его опасности;
  • в кабине должен присутствовать экспедитор, сопровождающий груз;
  • дистанция между ТС в колонне должна быть более 50-и метров, а при условиях плохой видимости – более 300 метров.

Подготовка автомобиля

Такие факторы, как тип используемой тары/упаковки, влияют на оснащение машины, задействованной для автоперевозок опасных грузов. Следует дооборудовать их такими средствами:

  • биологическая защита водителя/сопровождающих лиц в виде перегородки между кузовной частью и кабиной при транспортировке излучающих радиацию веществ;
  • обшивка кузова автотранспортного средства сталью, мероприятия по обязательной герметизации соединений и стыков при перевозке радиационных веществ изделий, материалов;
  • наличие такелажного оборудования для надёжного крепления ОГ;
  • обеспечение степени электрозащиты перевозимого груза на уровне, не меньшем IP54;
  • монтаж в грузовом отсеке фургона в области дверей звуковой/световой сигнализации;
  • наличие в подкапотном пространстве огнетушителя;
  • наличие системы пожаротушения в кузове автомобиля, обеспечение СП автономным питанием, возможность активизации водителем вручную из кабины автомобиля;
  • установка в грузовом отсеке плафонов во взрыво- пожарозащищённом исполнении с обеспечением надлежащей защиты электропроводки;
  • наличие голографических знаков опасности;
  • оснащение автомобиля прибором, предназначенным для измерения радиационного фона.

Отступления от требований ДОПОГ / ADR

В практике внутрироссийских международных грузоперевозок существуют исключения, когда перевозка опасного груза не подчиняется отдельным требованиям ДОПОГ:

  • При перевозке машин или механизмов, содержащих опасные грузы в их внутреннем или эксплуатационном оборудовании;
  • Если перевозку опасных грузов выполняют спасательные службы с целью применения их при проведении аварийно-спасательных работ;
  • При срочных перевозках во время чрезвычайных ситуаций, осуществляемых с целью спасения людей или защиты окружающей среды;
  • При перевозке газов, содержащихся в топливных баках или баллонах транспортного средства и предназначенных для обеспечения тяги, для функционирования любого оборудования (например, холодильного), использующегося в ходе перевозки;
  • При перевозке газов, содержащихся в оборудовании, используемом для эксплуатации транспортного средства (например, в огнетушителях), включая запасные части (накачанные шины);
  • При перевозке газов, содержащихся в пищевых продуктах, включая газированные напитки;
  • При перевозке газов, содержащихся в мечах, предназначенных для спорта;
  • При перевозке топлива, содержащегося в топливных баках транспортного средства и предназначенного для обеспечения тяги или для функционирования любого оборудования транспортного средства, используемого во время перевозки.
Читайте также:  Что такое трудовой договор, с кем и как его заключать

Перевозка опасного груза подготовка водителя, сопровождение

Как правило, разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом выдается ответственному за безопасность. Нечасто все ложится на плечи одному лишь водителю, необходимо сопровождение, особенно, если движется колонна автомобилей. Сопровождающий должен:

  • Провести инструктаж водителей;
  • Производит контроль за приемом и отгрузкой грузов, фиксирует все документально;
  • Организует должный уровень безопасности автомобилей и персонала;

Каждый автомобиль задействованный в перевозке ОГ должен сопровождаться паспортом безопасности. Он оформляется в зависимости от вещества в автомобиле, обычно имеет 4 копии. На основании документа происходит погрузка и выгрузка веществ.

Водитель также должен пройти специальный курс обучения, где рассматриваются правила перевозки опасных грузов. Помимо специальных программ обучения, опыт водителя должен быть весомым. Курс обучения включает в себя:

  • Характеристики опасных веществ;
  • Специальные обозначения, маркировка, знаки, которые наносятся на тару и ТС;
  • Первая медицинская помощь в случае ДТП и контакте с веществами;
  • Базовые правила поведения с ОГ в экстренных ситуациях;
  • Составление докладов и их передача об инцидентах в пути.

Требования к таре при морской перевозке

Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ. Важно, чтобы тара была способна выдержать обычное укачивание, связанное с морскими перевозками и стрессовые нагрузки при ДТП.

В МОПОГ оговариваются такие типы закупорки тары:

  • Герметичное закупоривание – упаковка паронепроницаема, обычно используется при перевозке парообразных веществ;
  • Эффективное закрытие – укупорка способна сдерживать проникновение жидкости в обоих направлениях;
  • Надежное закупоривание – способна защитить от высыпания, рассыпания и других эффектов сухих веществ.

Маршрут перевозки – как выбирается и согласовывается?

Правила перевозки опасных грузов в ряде случаев требуют согласования маршрута транспортировки небезопасных материалов с ГИБДД. Получение разрешения от сотрудников автоинспекции необходимо в следующих ситуациях:

  • грузы доставляются колонной машин в количестве более трех;
  • при транспортировке особо опасных изделий и соединений;
  • при движении автотранспорта в туманную погоду, при снегопаде и гололеде, по сложным дорогам (например, гористым).

Доставка ОГ всегда производится по спецмаршруту. Его составляют с учетом таких требований:

  • маршрут не может пролегать через природные заказники, парки, места массового отдыха людей, объекты, имеющие архитектурную ценность;
  • машины не могут ехать около крупных заводов и промпредприятий;
  • на маршруте должны быть предусмотрены места остановок для дозаправки и стоянки машин, а также отдыха сопровождающих лиц.

С 2013 года ГИБДД в очень редких случаях согласовывает маршруты движения, которые проложены через большие города. Если иного выхода нет, движение транспорта следует планировать так, чтобы в крупных населенных пунктах он не проезжал мимо больниц, учреждений образования, культурных и зрелищных заведений.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...