Вызов на комиссию по легализации налоговой базы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вызов на комиссию по легализации налоговой базы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В нее, как правило, входят сотрудники, полномочия которых распространяются на те сферы, по которым поставлены вопросы. Ими могут быть, в частности, руководители структурных подразделений, выполняющих проверки (камеральные, выездные), предпроверочный анализ, служащие, участвующие в урегулировании задолженности. Юристы в комиссию не входят.

Неординарные комиссии

Поскольку принципы отбора компаний на комиссии по легализации налогов и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».

В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний. Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.

Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах. В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки. Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе. В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.

Не так давно появились комиссии по миграции бизнеса. На них налоговики вызывают руководителей и требуют объяснений – зачем компания уходит в другой регион. Цель таких комиссий – удержать добросовестных налогоплательщиков и не пускать в регион компании с нехорошей «налоговой историей».

Какие разновидности комиссий существуют?

Последнее время, в связи с выходом письма ФНС России от 10 марта 2021 г. № БВ4–7/3060@ наряду с уже ставшими обыденностью комиссиями по легализации налоговой базы по НДС, «зарплатными» комиссиями, комиссиям по страховым взносам, комиссиями по работе с самозанятыми появилась новая их разновидность, а именно – «по побуждению налогоплательщика к раскрытию сведений и представлению подтверждающих документов о действительном поставщике (подрядчике, исполнителе) и параметрах совершаемых с ним операций».

Несмотря на столь замысловатое название, цель подобных комиссий ничем не отличается от всех остальных – увеличение собираемости налогов. Кроме того представляется шанс добровольно «сдать» реальных контрагентов, минуя посредников, в обмен на неназначение выездной проверки (последнее ФНС, конечно, официально не гарантирует).

На комиссию может вызвать отдел камеральных налоговых проверок, контрольно-аналитический, а также предпроверочного анализа. Это обусловлено внутренним распределением обязанностей в конкретной ИФНС, поэтому их названия роли не играют. Нет более или менее «опасных» отделов. Разговор в любом случае будет не из простых. Поэтому к любой комиссии надо тщательно готовиться и заранее иметь на руках все материалы своей добросовестности.

Как не дать себя обмануть на комиссии?

Инспекторы зачастую предлагают компаниям заплатить спорную сумму в рассрочку, без пеней и штрафов (не путать с официальной отсрочкой, установленной главой 9 НК РФ и приказом ФНС от 16.12.2016 №ММВ-7-8/683) . Например, убирать вычеты по НДС по сомнительному контрагенту не сразу, а частями. Компания обязуется сдавать уточненки, например, раз в месяц и постепенно увеличивать сумму налога к уплате. Такие обязательства организация фиксирует в протоколе комиссии, либо направляет в инспекцию письмо с графиком платежей, либо договаривается с ней на словах.

Организация платит первую сумму по рассрочке и сдает уточненную декларацию по налоговому периоду, который мог завершиться и несколько лет тому назад. По нему открывается камеральная проверка. И срок проверки будет продлеваться каждый раз, когда организация будет сдавать новую уточненку.

В период столь длительной камеральной проверки у налоговиков могут возникать новые вопросы. Например, обнаружатся и другие сомнительные контрагенты. В случае, если организация решит не соблюдать договоренности и перестанет платить, то ИФНС вправе задействовать весь свой арсенал, который у нее есть и провести углубленную камеральную проверку с крупными доначислениями, т.к. имеет все формальные основания для этого. И итоговая сумма к уплате может сильно превысить ту, о которой изначально шла речь на комиссии.

В отдельных случаях в беседе могут участвовать представители исполнительных структур власти, ПФР, Государственной трудовой инспекции, прокуратуры, правоохранительных органов. Как правило, для включения этих лиц в состав комиссии должны быть особые основания.

Читайте также:  Все о камеральных налоговых проверках

Раньше вопросы комиссии были связаны только с получением убытков либо выплатой зарплаты, сумма которой меньше среднеотраслевого размера, а также с планами предпринимателя по повышению прибыльности своего бизнеса.

Как уже говорилось выше, многие плательщики приходят к выводу о нежелательности присутствия на комиссиях. При этом свой отказ предприниматели мотивировали проведением инвентаризации и многими другими причинами.

Участившиеся случаи уклонения от явки в ИФНС привели к тому, что в ФЗ № 134 3 пункт 88 статьи был дополнен абзацем, предусматривающим право налоговиков требовать от плательщика пояснений о величине убытка при выполнении камеральной проверки. Соответствующие объяснения субъект должен предоставить в пятидневный срок.

Отказаться от объяснений предприниматели в настоящее время не имеют права. При неявке в ИФНС к должностным лицам применяются санкции, установленные ст. 19.4 КоАП. Кроме того, возможно назначение выездной проверки.

После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?

Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.

Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана.

По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.

В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?

Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.

Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить.

По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:

  • если директор и учредитель отказались от участия в деятельности компании-контрагента (уже внесены записи о недостоверности сведений в этой части)
  • у вас отсутствуют расчеты в адрес контрагента,
  • по банковской выписке ваш контрагент не закупал тот товар, который по договору поставлял в ваш адрес
  • деньги контрагент обналичивал через ПКО, корпоративные карты или направлял на счета ИП или физических лиц и т.д.

Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.

Оценим серьёзность доказательств инспекции

(у неё могут быть формальные аргументы вроде адреса массовой регистрации, а могут быть реальные, например, если оплата по договору должна была быть в пользу налогоплательщика давно, а её нет и налогоплательщик не пытается никак её истребовать).

Оценим, насколько велик риск того, что ситуация перерастёт в выездную проверку

(это самый плохой вариант).

Посоветуем, что лучше делать:

платить или бодаться, доказывая реальность контрагента

Поможем собрать доказательства должной осмотрительности, реальности сделки, правильно это оформить

и написать в инспекцию аргументированный ответ на протокол.

Описанные выше виды легализации являются самыми основными и оптимальными. Но не всегда только они могут быть использованы в таком сложном процессе. Существует также узаконивание всех видов бумаг за счет обоюдного признания легальности документов. Для этого принимаются соответствующие международные договора, заключенные между двумя странами. В таком случае не надо никакой другой процедуры и действий с документами. Если договор будет заключен с этого момента все документы и будут считаться легализованными в другой стране.

Россия в настоящее время заключила такие соглашения с 37 странами по всему миру. В основном тут входят страны бывшего Советского Союза, а также европейские государства. Но с течением времени некоторые страны, например, Словакия, все же требуют использования более современным способом, как проставление апостиля.

Есть еще один вариант легализации – через Торгово-промышленную палату. Но это используется в том случае, когда нет возможности легализовать другими способами. К числу документов относятся коммерческие бумаги. В качестве законодательной базу используется соответствующий закон страны. В число обязательных действий все это не входит, но применяется при требовании со стороны иностранного контрагента.

Оценим серьёзность доказательств инспекции

(у неё могут быть формальные аргументы вроде адреса массовой регистрации, а могут быть реальные, например, если оплата по договору должна была быть в пользу налогоплательщика давно, а её нет и налогоплательщик не пытается никак её истребовать).

Оценим, насколько велик риск того, что ситуация перерастёт в выездную проверку

(это самый плохой вариант).

Посоветуем, что лучше делать:

платить или бодаться, доказывая реальность контрагента

Читайте также:  Размер фиксированных взносов ИП в 2023 году

Поможем собрать доказательства должной осмотрительности, реальности сделки, правильно это оформить

и написать в инспекцию аргументированный ответ на протокол.

Комиссия по легализации объектов налогообложения

Одна из функций Федеральной налоговой службы РФ — это контроль правильного расчета и своевременной уплаты налогов и сборов, предотвращение случаев уклонения от их перечисления. Комиссия по легализации объектов налогообложения (также называемая иногда «зарплатной комиссией», так как в том числе проверяет работодателей на предмет выплат «серых» зарплат) — один из способов выявления правонарушений в области налогообложения. В ходе заседания проводится аналитическая работа по исследованию документов и фактов с участием самого налогоплательщика, которого представители исполнительного госоргана мотивируют к добровольному исполнению обязанностей, тщательной проверке и оптимизации способов ведения бизнеса, информируют об изменениях в законодательстве и т.д.

Полезные дополнения к Письму ФНС

  1. Налогоплательщики неоднократно пытались доказать в суде, что направление уведомления о вызове на заседание комиссии по легализации налоговой базы не предусмотрено Налоговым кодексом. Однако арбитры разных инстанций, включая ВАС, каждый раз отказывались признать уведомление недействительным, указывая, что направление в адрес налогоплательщика уведомлений с целью получения пояснений предусмотрено пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поэтому действия налогового органа не нарушают права и интересы организации (Постановления ФАС ДВО от 27.03.2013 N Ф03-917/2013 по делу N А51-14534/2012 и от 23.11.2012 N Ф03-4485/2012 по делу N А51-7538/2012, Определение ВАС РФ от 25.01.2013 N ВАС-18148/12 по делу N А51-7538/2012).
  2. Попытки избежать наложения налоговым органом штрафа за неявку, сославшись на неправомерность применения в данном случае ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, тоже не увенчаются успехом. Неявка на заседание комиссии по легализации объектов налогообложения, созданной при налоговом органе и наделенной полномочиями в сфере налогообложения, образует состав правонарушения, предусмотренного названной нормой.

В то же время неявка налогоплательщика на заседание межведомственной комиссии по легализации «теневой» заработной платы, контролю поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также НДФЛ в бюджеты, созданной на основании постановления главы муниципального района, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, не образует, поскольку межведомственная комиссия не относится к органам, осуществляющим государственный надзор (контроль), и положение о соответствующей межведомственной комиссии не может предусматривать административную ответственность за неявку на ее заседание налогоплательщика либо иного лица .

Обзор практики рассмотрения судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за 2011 год и первое полугодие 2012 года, утв. Президиумом Пермского краевого суда 06.07.2012.

  1. Постановление о привлечении к ответственности в виде штрафа выносит мировой суд (ст. 23.1 КоАП РФ). Срок давности для данной категории дел составляет 3 месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 04.06.2012 по делу N 4а-237/2012).

После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?

Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.

Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана. По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.

В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?

Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.

Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить. По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:

  • если директор и учредитель отказались от участия в деятельности компании-контрагента (уже внесены записи о недостоверности сведений в этой части)
  • у вас отсутствуют расчеты в адрес контрагента,
  • по банковской выписке ваш контрагент не закупал тот товар, который по договору поставлял в ваш адрес
  • деньги контрагент обналичивал через ПКО, корпоративные карты или направлял на счета ИП или физических лиц и т.д.

Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.

Зачем проводят комиссии

Трудозатрат комиссии по легализации налоговой базы требуют совсем немного, а результат – потрясающий. Все дело в том, что комиссия по легализации налоговой базы – не налоговая проверка. То есть инспекции осознанно сокращают количество налоговых проверок, при этом увеличивая объем доначислений. Это очень важно для показателей их эффективности. Глава ФНС Михаил Мишустин сообщил, что по результатам 2021 г. 25% всех налогов в бюджет поступило от добровольного уточнения налоговых обязательств (в том числе после комиссий). При этом комиссия может являться подготовкой к выездной налоговой проверке – это шанс выиграть время, провести встречную проверку и надеяться услышать интересующую информацию в ходе заседания комиссии.

Читайте также:  Сроки службы (годности) огнетушителей разных видов — излагаем по пунктам

Процедура проведения комиссии по легализации четко регламентирована и прописана в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. Именно в Письме указано, на какие показатели необходимо обратить внимание налоговому органу, чтобы выявить недобросовестного налогоплательщика, какие действия нужно совершить перед вызовом на комиссию, а также как осуществить последующий контроль.

Итак, комиссия проводится для выявления:

  • недостоверных сведений, указанных в налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • выплаты «теневой» заработной платы;
  • нарушения сроков оплаты налога на доходы физических лиц;
  • нарушения сроков оплаты страховых взносов;
  • оплаты труда, выплачиваемой работодателями, ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;
  • не оформленных официально трудовых отношений между работодателем и работником.

Нужно отметить, что комиссии по легализации могут проводиться:

  • налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете;
  • Управлением ФНС в субъекте РФ;
  • так называемыми межведомственными комиссиями, которые объединяют в себе представителей налогового органа, администрации субъекта и органов местного самоуправления.

В состав комиссии могут быть включены специалисты отделов камеральных и выездных проверок, отдела предпроверочного анализа, отдела урегулирования задолженности. Помимо работников налогового органа в комиссию могут быть включены работники Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, инспекции по труду, а также представители правоохранительных органов и прокуратуры.

Развитие судебной практики по вопросам обжалования решений комиссий по легализации объектов налогообложения

22 апреля 2019 года Арбитражный суд Московской области вынес решение по делу ООО «Производственно-строительная компания Пластметалл» (далее – «Общество», дело № А41-394/2019).

Как следует из решения, в отношении Общества было проведено заседание комиссии по легализации объектов налогообложения. Заседание проводилось в рамках предпроверочного анализа. По его результатам налоговой инспекцией был составлен протокол, согласно заключительной части которого Обществу было предложено произвести расчет сумм налогов, которые Общество признает необоснованной налоговой выгодой, и представить предложения по корректировке суммы налогов к уплате за соответствующие периоды в соответствии со ст. 81 НК РФ.

Действия налоговой инспекции были обжалованы Обществом в вышестоящем налоговом органе, который оставил жалобу Общества без удовлетворения.

Суд, рассмотрев заявление Общества о признании не соответствующим закону решения комиссии, оформленного протоколом, а также о признании не установленной презумпции вины Общества в получении необоснованной налоговой выгоды, принял решение прекратить производство по делу и отказать Обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения вышестоящего налогового органа.

В обоснование своей позиции суд указал на следующее:

  • Решение комиссии, состоящей из должностных лиц налогового органа, оформленное протоколом, не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в порядке главы 24 АПК РФ, так как оно не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении Общества, не влечет для него каких-либо правовых последствий и его исполнение не обеспечено мерами государственного принуждения. Соответственно, данный акт не затрагивает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или экономической деятельности.
  • Решение комиссии по своей правовой природе является процессуальным документом, фиксирующим результаты заседания комиссии, и носит информационный характер.
  • Действующее налоговое законодательство содержит нормы об обязанности налоговых органов в рамках установленной законом процедуры доказывать виновность налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и оформлять результаты такой процедуры надлежащим образом. В данном случае процедура доказывания налоговым органом наличия вины налогоплательщика, проведенная налоговой инспекцией в установленной законом форме, отсутствует.

Применительно к решению вышестоящего органа суд, ссылаясь на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», указал на то, что решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде только в том случае, если оно представляет собой новое решение либо была нарушена процедура его принятия, или если вышестоящий налоговый орган вышел за пределы своих полномочий.

Специалисты налоговой практики Dentons имеют значительный опыт представления интересов клиентов в налоговых спорах. Мы будем рады оказать вам всестороннюю поддержку как на этапе проведения предпроверочного анализа, так и непосредственно в ходе налоговых проверок (включая поддержку при подготовке ответов на требования налоговых органов, представление интересов компаний при проведении осмотров и выемки, сопровождение процедуры допроса сотрудников) и споров с налоговыми органами (включая рекомендации по формированию правовой позиции, представление интересов в спорах с налоговыми органами на досудебной стадии и в суде).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...