Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учреждению отразить взаимозачет в бухгалтерском учете?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
![](https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Ftoto-school.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2Fvzaimoraschety-s-kontragentami_59.jpg&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*)
Данный вид операций на практике встречается крайне редко. Причиной этого является обязанность учреждений детализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность в бухгалтерском учете по статьям КОСГУ. Кроме того, до 1 января 2011 г. все доходы учреждений признавались неналоговыми доходами бюджета и поэтому должны были формироваться именно в денежной форме .
Погашение взаимной задолженности с контрагентами путем зачета встречных требований
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в ст. 6 БК РФ, с 1 января 2011 г. бюджетные и автономные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, а средства от осуществления ими приносящей доход деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение, что обусловливает возможность их получения путем зачета встречных требований с контрагентами. Однако, несмотря на изложенное, учреждения «по привычке» продолжают игнорировать данные некассовые операции в своей финансово-хозяйственной (в основном приносящей доход) деятельности.
Вместе с тем, учитывая несомненные преимущества применения операций по зачету встречных требований в условиях недостатка свободных денежных средств на счетах учреждений, доля таких операций в финансово-хозяйственной деятельности последних постоянно увеличивается, что вызывает настоятельную необходимость уточнения порядка отражения таких операций в бухгалтерском учете и отчетности учреждений.
В правовом отношении согласно требованиям ст. 410 ГК РФ зачет встречных требований возможен при выполнении следующих условий:
- прекратить зачетом можно только однородные требования;
- зачет возможен, если срок исполнения обязательства наступил либо такой срок не указан или определен моментом востребования;
- обязательство можно зачесть как полностью, так и частично, поэтому зачет встречных требований возможен только в размере стоимости минимальной задолженности одной из сторон данной операции.
Нормативное регулирование
В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных данным Законом).
Согласно пункту 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, в части операций с собственными средствами учреждения (организации) (КФО 2), средствами во временном распоряжении (КФО 3) и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания (КФО 4), учитываемых на лицевом счете учреждения (организации), применяется единый КФО — 8 (средства некоммерческих организаций на лицевых счетах).
Для учета операций, осуществляемых с данными средствами, в органах Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:
- 20 — лицевой счет бюджетного учреждения;
- 30 — лицевой счет автономного учреждения.
Проведение кассовых операций за счет средств бюджетных и автономных учреждений осуществляется органами Федерального казначейства, финансовыми органами от имени и по поручению учреждений в пределах остатка средств, поступивших учреждениям. Именно для большего маневра в использовании средства из разных источников учитываются на одном лицевом счете.
В соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) в бухгалтерском учете операции по временному заимствованию средств из одного источника для проведения кассовых операций другого источника отражаются в корреспонденции со счетом 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (см. письмо Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 (Пример 4), письмо Минфина России № 02-02-04/67438, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-805 от 25.12.2014 (с изменениями от 03.02.2015)).
Для автономных учреждений Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» даже предусмотрено временное заимствование с отдельных счетов автономного учреждения (открываются для расходов по средствам целевых субсидий (КФО 5) и субсидий на капитальные вложения (КФО 6)): средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение кассовых расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ (п. 3.7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Бухгалтерские записи по отражению временного заимствования средств из иного источника приведены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н:
Как произвести взаимозачет между организациями без ошибокОчень часто причиной разногласий могут стать ошибочное составление документов или отсутствие некоторой информации, важно при исчислении расценок. Ниже в таблице приведем типовые и самые частые недочеты, которых следует избегать.
Взаимозачет в бюджетном учреждении проводкиЕсть ли судебная практика? Заказчиком выступает ГУП Уже ближе к истине. Для проведения взаимозачета составляется акт сверки взаимной задолженности (соглашение о зачете взаимных платежей в (городской, районный) бюджет и ассигнования из (городского, районного) бюджета -приложение 1) в 4-х экземплярах, если число участников зачета равно 2. Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 11 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2015 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 26 000 руб., НДС 3966 руб. В том случае если клиент не уведомлен, он имеет возможность в исковом порядке взыскать нужную сумму долга. Прецедент взаимозачета отображается в книге учета согласно акту. Все доходы они перечисляют в бюджет. А при взаимозачете доход в бюджет не поступит. Расходная часть бюджета также уменьшится на сумму задолженности контрагенту. На деле произойдет взаимозачет между доходной и расходной частями бюджета. Однако Бюджетный кодекс РФ такой порядок исполнения бюджета не предусматривает. Поэтому проводить взаимозачет получатели бюджетных средств не могут. Аналогичным образом оформляется взаимозачет с контрагентом-покупателем. Для этого нужно указать следующие реквизиты: вид операции – выбрать «Зачет задолженности», зачесть задолженность – выбрать «Покупателя», в счет задолженности – «Нашей организации перед покупателем». Срок исковой давности может прерываться. ![]() Отражение в учете взаимозачетаОсновным нормативным документом, который устанавливает порядок функционирования бюджетного учреждения, является Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства. Общие правила взаимозачета регулируются нормами статьи 410 Гражданского кодекса РФ. Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ не содержат запрета на осуществление зачета взаимных требований бюджетными учреждениями. Следовательно, бюджетное учреждение имеет право производить взаимозачет и оформлять его в бухгалтерском учете на общих основаниях . Разумеется, это не касается случаев, прямо прописанных в статье 411 ГК РФ. Если взаимозачет подпадает под определение крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность, он должен быть согласован с учредителем. Погашение взаимной задолженности между государственными (муниципальными) учреждениями и их контрагентами путем зачета встречных требований на практике осуществляется крайне редко. Объясняется это тем, что основным источником проблем в отражении некассовых операций в бухгалтерском учете и отчетности государственных (муниципальных) учреждений является установленная для этих учреждений необходимость детализации всех доходов и расходов по статьям КОСГУ, а также жесткая привязка в их бухгалтерской отчетности всех операций, связанных с движением имущества и затрат. Причем, учитывая сквозной характер показателей аудита бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений, предусматривающий строгую взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности различных учреждений с соответствующими показателями отчетности вышестоящих финансовых органов и органов кассового исполнения соответствующих бюджетов, отнесение операций на тот или иной код КОСГУ осуществляется в основном кассовым методом, т.е. в момент перевода (получения) средств контрагентам (учреждению) или снятия их с лицевого счета. Проводим зачет с учетом последних разъяснений Пленума ВСОперация по взаимному зачету должна отображаться методом списания по дебету и кредиту. Для этого фиксируется дебиторская задолженность на сумму по взаимотребованиям по счету 62. В некоторых ситуациях допустимо использование статья 76, как это часто принято при заключении договоров аренды. При точном совпадении цены доплата не предусмотрена. При наличии большего долга одной из сторон разница доплачивается. НДС по использованным товарам или услугам относится к возмещению бюджетом на момент подписания соответствующего акта. В части №1 фиксируются эти сведения:
При заполнении раздела №1 можно пользоваться информацией с забалансовых счетов 17. Эти забалансовые счета прилагаются к этим счетам:
Для заполнения раздела используются также аналитические данные по тратам, зафиксированным на забалансовых счетах 18. Они сопровождают счет 020 134 000. В части №2 фиксируются эти направления:
Для заполнения раздела используются аналитические данные, зафиксированные на забалансовом счете 18. Он открывается к этим счетам:
Кроме того, нужно учесть счет 020 134 000 (Касса). В части №3 фиксируются эти сведения:
При заполнении этой части используются аналитические сведения по выплатам, зафиксированным на забалансовых счетах 17 и 18. ВАЖНО! Значение в строке 500 должно соответствовать значению из раздела №2 строке 450 с обратным знаком. Если эта рекомендация будет нарушена, появится внутренняя ошибка. В части №4 учитываются эти значения:
К СВЕДЕНИЮ! В рассматриваемой форме отчета нужно зафиксировать, что субъект выполнил План хозяйственной деятельности. Эта форма не используется для фиксации завершающих операций по закрытию счетов, проведенных 31 декабря. Рассмотрим виды НО и нормативные акты, которые регламентируют отражение этих операций:
Учет НО до сих пор не является совершенным. 1С старается улучшить конфигурации, касающиеся некассовых операций. Имеющиеся проблемы связаны с тем, что НО сложно определить. Следовательно, трудно автоматизировать создание отчетов по этим действиям. Рассмотрим проводки, нужные для фиксации НО:
При заполнении отчета по форме №0503737 используются данные учета. Это счета и ДТ, и КТ. Теперь давайте посмотрим, как сделать списание задолженности через тот же документ «Корректировка долга». Создаем новый документ и заполняем поля:
Верховный Суд РФ подтвердил обратную силу зачета. При проведении зачета обязательства прекращаются не с момента получения заявления о зачете, а с момента, когда обязательства стали способными к зачету (ст. 410 ГК РФ), то есть наступили все необходимые для проведения зачета условия (абз. 1 п. 15 Постановления Пленума ВС РФ N 6). Если срок исполнения встречных требований наступил до получения заявления о зачете, то обязательства считаются прекращенными зачетом с момента наступления более позднего срока исполнения обязательства, независимо от даты получения заявления о зачете. В момент прекращения обязательства зачетом перестают начисляться проценты по ст. 395 ГК, а также неустойка. Если они уже были начислены и уплачены за период после момента, когда зачет считается состоявшимся, то они подлежат возврату (абз. 2 п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 6). Взаимозачет в 1С 8.3 между организациямиСумма задолженности при совершении операции взаимозачёта бывает дифференцированной. В случае неодинакового значения величины долга зачёт будет проведён по минимальной сумме. Тогда один контрагент гасит всю задолженность, а второй только частично. Ст. 410 ГК РФ предусматривает возможность погашения обязательств компаний друг перед другом с помощью взаимозачёта. В этой статье указаны требования, являющиеся обязательными для осуществления зачёта:
Зачёт обоюдных обязательств фирма вправе провести двумя способами:
Ст. 410 ГК РФ предусматривает возможность осуществления взаимозачета по запросу какой-либо из компаний. Документы для зачёта:
Операция взаимозачета в государственных учрежденияхВ первый раз про взаимозачет в бюджетной организации пришлось задуматься в 2005 году, когда бухгалтер детского сада (обслуживаемой организации) задала вопрос: «Как отразить в бюджетном учете прием родительской платы папоротником и ягодами?» На все существующие аргументы в виде выдержек из нормативно-справочной информации и инструктивных документов, указывающие на безоговорочное «нельзя», в ответ была дана информация о том, что так делается много лет в связи со сложившимися экономико-историческими обстоятельствами. В 2006 году в очередном релизе программы «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений 7.7» в документе «Поступление материальных запасов» появилась новая хозяйственная операция «Поступление родительской платы материалами», которая полностью ответила на поставленный ранее вопрос. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» такой операции нет. Но вопрос о взаимозачетах встает так же остро, как и раньше. Рассмотрим операцию взаимозачета с точки зрения действующих инструктивных документов по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях. Взаимозачет — это операция, которую проводят при условии, если у двух фирм есть встречные обязательства по оплате товаров (работ или услуг). Согласно положениям статей 410 и 411 Гражданского кодекса зачет как основание прекращения обязательств допускается:
В Бюджетном кодексе РФ предусмотрено исполнение бюджета казенными учреждениями только в денежном выражении, как в части доходов, путем зачисления средств на единый счет бюджета (ст.218 БК РФ), так и в части расходов — путем санкционирования оплаты денежного обязательства, принятого получателем бюджетных средств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) (ст.219 БК РФ). То есть, участники бюджетного процесса должны обеспечить выполнение денежных обязательств. А в случаях неисполнения стороной договора (государственного (муниципального) контракта) обязанности по уплате средств — принять необходимые меры по поступлению денежных средств в доход бюджета вплоть до возбуждения процедуры их взыскания. Как же рассматривается взаимозачет относительно бюджетных и автономных учреждений? Приказы Министерства финансов РФ № 157н от 01.12.2012, а также № 174н от 16.12.2010 и №183н от 23.12.2010 не предусматривают такой операции, как взаимозачет. На смену бюджетной смете доходов и расходов для бюджетных и автономных учреждений пришло формирование и утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности, содержащего показатели по поступлениям и показатели по выплатам в разрезе выплат. Операции взаимозачета происходит без движения денежных средств, следовательно при анализе исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности в части поступлений и выплат операция взаимозачета не найдет своего отражения, что может привести к невыполнению плана финансово-хозяйственной деятельности по данным показателям. И это при том, что произойдет движение показателей по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения. Однако в Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 №33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений», во всех трех разделах «Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (ф.0503737) предусмотрена графа 8 «Исполнено некассовыми операциями», которая предполагает исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, именно, операциями, проведенными без движения денежных средств. Причем нигде не дано разъяснений, какая информация должна быть отражена в графе 8, кроме как то, что она должна формироваться на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета, отражающим некассовые операции по доходам (расходам, источникам финансирования дефицита) учреждения, в разрезе видов доходов (расходов, источников финансирования дефицита), предусмотренных плановыми назначениями на текущий (отчетный) финансовый год. Итак, какой вывод можно сделать из полученной информации? Учреждениям, являющимся участниками бюджетного процесса, проводить операцию взаимозачета не рекомендуется, так как сам смысл операции противоречит Бюджетному кодексу РФ в части исполнения бюджета. Учреждениям — получателям субсидий, проводить операцию взаимозачета прямо не запрещается, но отсутствует нормативно-справочная информация по таким операциям. Однозначного вывода о том, является ли зачет между государственным учреждением и его контрагентом, проведенный в рамках гражданско-правовых отношений, нарушением законодательства, сделать нельзя. Таким образом, если учреждением будет принято решение о проведение взаимозачета, ему необходимо:
Инструкция по заполнению акта взаимозачетаАкт имеет вполне стандартную структуру с точки зрения делопроизводства.
Как отразить проведение взаимозачета в учетеЕсли во взаимозачете участвуют несколько организаций, схема видоизменяется: «Ты должен мне, я — ему, он — тебе». Неизменным остается лишь основной принцип взаимозачетных операций: существует встречная или круговая взаимная задолженность, которая гасится круговым взаимозачетом. Стороны, проводящие зачет, не вправе погасить требование, которое предъявлено одному из участников зачетной операции извне, то есть другой организацией, не участвующей в данной сделке по зачету требований. Проиллюстрируем сказанное на примере, приведенном ниже. Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства.К примеру, у есть долг перед организацией «Бета» в размере 100 000 рублей. Но и у есть обязательства перед «Альфой» в аналогичном размере. При взаимозачете происходит, фактически, аннулирование взаимных требований. Движения денег в процессе не происходит. Данная операция предполагает использование соответствующих проводок. Статья поможет правильно провести и оформить зачет взаимных требований. Одним из способов расчетов между организациями является взаимозачет. Бюджетное учреждение (больница) имеет кредиторскую задолженность перед контрагентом за очистку сточных вод и одновременно дебиторскую задолженность этого же контрагента перед бюджетным учреждением за электроэнергию на эту же сумму. Кредиторская задолженность по расчетам с контрагентом за очистку сточных вод бюджетным учреждением образовалась в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания и деятельности, финансируемой за счет средств ОМС, и отражена, соответственно, на счетах 2 302 23 и 7 302 23. Дебиторская задолженность по возмещению контрагентом (арендатором) расходов учреждения на оплату коммунальных платежей учтена в составе доходов учреждения на счете 2 205 31. Принимая во внимание положения статей 125, 126 Гражданского кодекса в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредитором в таких обязательствах является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Кредитором в обязательствах, возникающих из гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, заключенных по итогам размещения заказа, являются бюджетные учреждения. Может ли бюджетное предприятие отказаться от проведения взаимозачета с двумя коммерческими предприятиями. Бюджетное предприятие выставляет счета за аренду земли. Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями о порядке оплаты получателями бюджетных средств и бюджетными учреждениями обязательств по контрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств по указанным контрактам сообщает. Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не содержат запрета на проведение зачета взаимных требований бюджетными учреждениями. Если задолженность перед компанией оплачивается путем предоставления товаров на аналогичную сумму, такая операция взаимозачетом являться не будет. Это бартер, предполагающий иной порядок учета. Какова роль вступивших в силу 29 марта поправок в закон в арбитраже и в каком направлении будет развиваться система третейского разбирательства дальше, читайте в интервью с вице-президентом ТПП РФ. Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2021 годуПрежде чем юридическим лицам перейти к проведению взаимозачета, следует составить акт сверки взаимных расчетов, в котором содержится разбивка по каждому договору.Такой акт поможет точно установить размер задолженности, которую можно провести взаимозачетом. Если в будущем у сторон возникнут разногласия, решить которые можно только в суде, то акт сверки будет являться документальным подтверждением взаимных сумм задолженностей. Если такой документ будет отсутствовать, то это может привести к тому, что взаимозачет признают недействительным. Юридические лица вправе проводить не только полный, но и частичный взаимозачет. Первый возможен только если встречные требования являются эквивалентными. В противном случае возможно проведение зачета наименьшей суммы задолженности. Тогда обязательство с наибольшим требованием частично будет сохранено, а с наименьшим – прекращено полностью. Бюджетный учет в 2021 годуСтандарты применяйте в учете с 01.01.2021, а в отчетности — начиная с отчетности 2021 года. Кроме того, с отчетности 2021 года применяются положения ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», которые касаются отражения информации о производных финансовых инструментах. Стандарты уточняют определения некоторых объектов бухгалтерского учета, вводят новые подходы к учету этих объектов и раскрытию информации о них в отчетности, которые требуют внесения изменений в учетную политику уже сегодня, поскольку стандарт экономического субъекта должен быть утвержден руководителем до конца 2021 года, чтобы учесть требования новых стандартов с 1 января. Раскрытие бюджетной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется, в частности, в целях мониторинга (анализа) исполнения бюджета, результатов выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности и результатов выполнения государственного (муниципального) задания; контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ. Начало – первый этап внедрения пяти федстандартов бухгалтерского учета из 29 – ключевое событие 2021 года для бухгалтерского сообщества и особенно для учреждений госсектора, к которым тогда относились и учреждения казенные, бюджетные и автономные. Второй этап – еще пять стандартов в 2021-м, и третий – еще пять с 2021. За три года – 15 стандартов-ребусов! Осталось на 2021 и 2022 годы по 7 стандартов. Новые ключевые понятия, объекты учета, принципиально новые подходы к формированию профессионального суждения в сфере бюджетного и бухгалтерского учета сегодня уже не так страшны. Действительно, через три года все существенные изменения, даже в части базового стандарта «Концептуальные основы» с «Арендой», «Основными средствами» и «Обесценением», кажутся понятными. Не зря говорится, что дорогу осилит идущий. Не просто идущий, а «по навигатору», с помощью давнего нашего Советника бухгалтера и главного регулятора – Минфина России. Можно сказать, что главный наш актив – это профессионалы-бухгалтеры, финансисты, которые ведут учет и составляют отчетность, своевременно выявляют и исправляют ошибки по новым стандартам, стараются для учреждения, учредителя и репутационного капитала российского бюджета страны. Как сказал в начале реформ один руководитель, деньги делать из этих людей – крепче не было бы в мире рублей! План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2021 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен. После представления бухгалтерской отчетности учреждению может быть предъявлено требование о возврате части субсидии, в том числе в результате рассмотрения Отчетов по субсидиям, выявления нецелевого использования (невыполнения условий предоставления субсидии). Соответствующие требования отражаются в очередном году как новые расчеты, без исправления ошибок прошлых лет. Условия для взаимозачета по договоруТребований о составлении каких-либо иных документов при совершении зачета нормативными правовыми актами не установлено. На практике перед проведением зачета стороны зачастую проводят сверку расчетов, результаты которой оформляются двусторонним актом, однако оформление акта сверки расчетов не является обязательным. Регламентированной формы такого заявления нет, главное условие — наличие обязательных реквизитов: наименование документа и организации, дата составления, описание факта хозяйственной деятельности, и т.д. Составление соглашения о взаимозачете происходит в случаях, когда две стороны сделки договариваются между собой о полном или частичном взаимозачете средств по договору. В случае невозможности такой ситуации, одна сторона присылает другой извещение о взаимном зачете с необходимой информацией о долге. Как протекает взаимозачет между организациямиМногие варианты затрат при способе кассового начисления НДС содержат подсчет налога на прибыль согласно определенным особым правилам. Для учета взаимных требований используют счета 60 «Расчеты с поставщиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для возможности взаимного погашения требований сторон необходимо соблюдение нескольких условий:
Бухгалтерский учет операций по взаимозачету встречного требованияБюджетное учреждение по согласованию с собственником сдает в аренду часть помещений в учебном корпусе. Арендатор имеет задолженность по арендной плате. Он обратился с предложением погасить ее в натуральном виде и передать учреждению бывший в употреблении набор мебели для учебных кабинетов. Вправе ли учреждение провести такой расчет по погашению долга по арендным платежам и если да, то как такая операция отразится в бухгалтерском учете? 17.02.2017 С. С. Бычков Вопрос Бюджетное учреждение по согласованию с собственником сдает в аренду для организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – арендатор), часть помещений в учебном корпусе. Арендатор имеет задолженность по арендной плате. Он обратился с предложением погасить ее в натуральной форме и передать учреждению бывший в употреблении набор мебели для учебных кабинетов. Вправе ли учреждение провести такой расчет по погашению долга по арендным платежам? Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность для достижения целей, ради которых учреждение создано, и соответствующую этим целям, при условии, что эта деятельность указана в его учредительных документах. Полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. В статье 410 ГК РФ сказано, что обязательство, срок которого наступил, прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования. При этом для зачета достаточно заявления одной стороны. Таким образом, в ситуации, когда арендатор вышел с предложением погасить свою задолженность по арендным платежам, передав в собственность учреждения набор мебели, стоимость которой соразмерна сумме долга, учреждение вправе произвести взаимозачет. Кроме того, стороны могут заключить двустороннее соглашение о зачете встречных обязательств. Вопрос Как взаимозачет встречного денежного требования отразится в налоговом учете? НДС. Передача имущества в аренду является объектом обложения НДС (ч. 1 ст. 146 НК РФ). Если полученный набор мебели будет использоваться для операций, признаваемых объектами налогообложения, то в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные учреждению при передаче набора мебели, принимаются к налоговым вычетам на основании выставленных счетов-фактур. Налог на прибыль. На основании п. 4 ч. 2 ст. 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, подлежат обложению налогом на прибыль в составе внереализационных доходов. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ и разъяснениям, представленным в Письме Минфина РФ от 14.11.2016 № 03-03-06/1/66456, стоимость набора мебели как имущества, не являющегося амортизируемым, относится к материальным расходам в целях налогообложения прибыли. Стоимость имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов соответствующие доходы признаются для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии со ст. 271 или ст. 273 НК РФ. Вопрос Какие операции по взаимозачету встречного денежного требования учреждение отражает в бухгалтерском учете? В соответствии с п. 9, 51 Инструкции № 174н отражается поступление набора мебели:
В соответствии с п. 93, 94, 150 Инструкции № 174н отражаются расчеты по арендным платежам:
В соответствии с п. 112, 113, 131 Инструкции № 174н отражаются операции по учету НДС:
Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операцийПроцедура ведения учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности и специфику. В данной статье мы познакомим Вас с основными бухгалтерскими операциями бюджетных учреждений и механизмом их отражения.Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. Похожие записи: |