Требования от ФНС: какие бывают и как на них отвечать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования от ФНС: какие бывают и как на них отвечать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Необходимость получения пояснений может потребоваться в ходе как камеральной, так и выездной проверки, либо в рамках дополнительных контрольных мероприятий. Нужны пояснения в случаях выявления разных ошибок в отчётных документах, противоречий и несоответствий. Ошибки могут быть в данных и в расчётах. Налоговая может запросить только пояснения или сразу внесение исправлений, а ответ налогоплательщика на требование ФНС поможет урегулировать потенциальный налоговый спор.

Требование о представлении пояснений

Важно заметить, что выставить требование о представлении пояснений — это не право налогового органа, а обязанность. То есть в любом случае, если выявляются ошибки или несовпадения, ФНС должна известить налогоплательщика и запросить пояснения, причём до окончания камералки или до объявления результатов выездной проверки. А налогоплательщик может сам представить пояснения, не дожидаясь требования от налоговой, например, если обнаружил ошибку в декларации и заранее направляет уточнёнку.

Порядок направления налогового требования об уплате налога

Предоставление налогового требования адресату может осуществляться тремя способами:

  • личная передача руководителю организации или физическому лицу, а также их уполномоченным представителям под расписку;
  • направление по почте заказным письмом — в этом случае письмо считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  • передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несёт риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если не позаботится о том, чтобы получить эту корреспонденцию по месту своего нахождения (пример — постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу № А72-8864/2010).

Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:

  • личная передача руководителю организации или физическому лицу, а также их уполномоченным представителям под расписку;
  • направление по почте заказным письмом — в этом случае письмо считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  • передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несёт риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если не позаботится о том, чтобы получить эту корреспонденцию по месту своего нахождения (пример — постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу № А72-8864/2010).

Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:

  • требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения;
  • требования должны быть направлены заказной почтой по адресу, соответствующему данным налогового учёта.

Ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений по страховым взносам

Если у налоговой при проведении проверки возникли расхождения или выявлены неточности, то она будет требовать пояснения по страховым взносом. Но, как правило, этот запрос не всегда значит, что в расчетах действительно выявлены нарушения. У инспектора просто могут возникнуть сомнения. Поэтому бояться таких запросов не стоит. Очень часто требование направляют, если выявлено снижение начисленных взносов по сравнению с предыдущим годом.

При получении требования надо обязательно ответить. Определенной формы ответа законодателем не установлено. Но следует придерживаться правил делового оборота. Ответ готовится в двух экземплярах на бланке организации, за подписью директора.

Структура стандартная:

  • Название и адрес налоговой
  • Сведения об организации
  • Данные о требовании (номер, дата, о чем оно)
  • Изложить причины
  • Перечень прилагаемых документов

В случае, когда у налогового органа отсутствует право на выставление требования налогоплательщику, инспектора направляют иные документы, которые могут называться сообщение, информационное письмо, предписание и т.д. Название другое, но смысл вкладывается тот же – предоставление документов или пояснений.

Зачастую можно увидеть такой документ из инспекции, как «Сообщение (с требованием предоставить…)». Его могут направлять по разным поводам, в том числе для того, чтобы получить пояснения в рамках камеральной проверки, когда налоговый орган не имеет права направлять требование (четыре ранее рассмотренных случая). Нужно сразу отметить, что такой документ, как «Сообщение (с требованием предоставить…)» не утвержден ФНС РФ, поэтому документ является незаконным и реагировать на него не нужно на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ: налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц.

Как не допустить блокировки счета и повторного снятия денежных средств

В случае получения требования первое, что необходимо сделать, – это заказать выписку операций по расчетам с бюджетом. Лучше это сделать по электронным каналам связи. По выписке будет видно, когда возникла нестыковка. На данный момент выписка операций по расчетам с бюджетом предоставляется по конкретным годам, и в выписке за 2019 год, можно увидеть все, что было только в 2019 году.

В случае правильного указания всех реквизитов в платежном поручении, необходимо направить письмо в налоговую инспекцию с просьбой о правильном разнесении платежей, а также приложить копии платежных поручений об уплате налога. В налоговую инспекцию дозвониться очень сложно, поэтому надо действовать как можно быстрее, чтобы не допустить приостановление операций и списание денежных средств по счетам.

Обратите внимание! По Индивидуальным предпринимателям выписки операций по счетам из Личного кабинета можно получить только за 2019 год, при этом в связи с настройкой нового программного обеспечения информация некорректна.

В результате внедрения нового программного обеспечения все нестыковки платежей легли на налогоплательщиков и теперь наша задача самостоятельно отслеживать платежи и начисления и своевременно принимать меры для устранения этих проблем.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Требование об уплате штрафа (а равно и налога, сбора, пеней) направляется налогоплательщику независимо от того, привлечен он к ­ответственности или нет (ст. 69 НК РФ).

Когда у предпринимателя образуется задолженность по уплате налога (недоимка), налоговая инспекция посылает ему требование об уплате налога.

В последней редакции НК РФ в пункте 8 статьи 69 НК РФ указано, что данные правила применяются и в отношении требований об уплате штрафа. Поэтому сложившаяся к настоящему времени практика относительно требования об уплате налогов интересна и в случае получения ­предпринимателем от налоговиков требования об уплате штрафа.

Требование об уплате налога должно соответствовать порядку, установленному статьей 69 НК РФ. Налоговики должны указывать размер задолженности по налогу, в требовании об уплате налога необходимо указывать размер задолженности по налогу, размер пеней (пени указываются до момента выставления требования), срок, в который надо успеть уплатить налог (в зависимости от вида налога законодательством предусматриваются разные сроки), срок исполнения требования, а также меры, которые могут быть приняты, если требование не будет исполнено.

Читайте также:  Что будет, если забыл права дома — сумма штрафа за езду без документов c 2023

В любом случае налоговики должны указывать полную информацию об основаниях требования уплатить налог со ссылками на соответствующие статьи НК РФ, в которых установлена такая обязанность (абз. 2 п. 4 ст. 69 НК РФ).

Смысл направления требования об уплате налога (в нашем случае и штрафа) заключается в урегулировании спорной ситуации с предпринимателем в досудебном порядке. На это указывает пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Требование должно быть оформлено четко, ясно, в соответствии с законом, а не являться формальным шагом к последующему взысканию налогов и наложению штрафов.

Предприниматель может обжаловать требование об уплате налога (штрафа) вместе с решением о привлечении к налоговой ответственности. В некоторых случаях это полезно, потому что дает дополнительный довод в пользу удовлетворения судом ходатайства предпринимателя о применении обеспечительных мер.

Несоблюдение налоговыми органами правил оформления требований позволяет индивидуальному предпринимателю «положительно» обжаловать незаконность такого требования в судебном порядке.

Например, если налоговый орган в своем требовании указал размер начисленных пеней, но не указал размер недоимки по налогу, то суды признают такие требования незаконными, поскольку они не соответствуют статье 69 НК РФ (постановления ФАС Московского округа от 27 сентября 2006 г., 28 сентября 2006 г. по делу № КА-А40/9161-06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2005 г. по делу № А33-18459/04-С3-Ф02-1275/05-С1, ФАС Северо-Западного округа от 3 декабря 2003 г. по делу № А05-5785/03-323/9).

Зачастую требования об уплате налога (штрафа) не содержат сведений о размере недоимки, периоде формирования задолженности и пеней, о расчете пеней с учетом ставки рефинансирования Банка России, дейст­вовавшей в период их начисления, об основании взимания налогов. Суды не признают законными такие требования (постановления ФАС Поволжского округа от 13 июня 2006 г. по делу № А55-22137/05-3, ФАС Северо-Западного округа по делу № А66-9894-03 от 3 декабря 2004 г.).

Однако суды не всегда считают, что отсутствие в требовании сведений о размере задолженности, ставке пеней и периоде взимания является существенным нарушением. К примеру, ФАС Поволжского округа в своем постановлении по делу от 20 апреля 2006 г. № А12-28779/2005-С29 посчитал такие «неточности» формальностью, сославшись на справедливость фактических требований налоговиков, и признал требование об уплате налога законным. В данном деле сыграло свою роль то, что налоговым органом представлены данные и материалы, которые налогоплательщиком не оспорены. Следовательно, предприниматели должны активно выступать в суде и требовать исполнения закона в полной мере.

Когда направляется требование об уплате налога инспекцией?

Согласно нормам Налогового кодекса, требование об уплате налога направляется в случаях, если при проведении камеральной проверки налогоплательщика было выяснено, что за отчетный период есть недоплаты по налоговым платежам. Однако не всегда это следствие реальных нарушений или недочетов со стороны компании, причины появления расхождений могут быть разными:

  • автоматизированное ПО, которое проводит первичный анализ налоговой отчетности, дало сбой – некоторые отделения ФНС внедряют автоматическую проверку деклараций, и далеко не всегда этот метод работает надёжно и без сбоев. Конечно, сотрудники налоговой инспекции в случае выявления расхождений должны проводить дополнительный анализ вручную, но это делается не всегда, и в некоторых ситуациях на основании ошибочного отчета может быть сформировано и направлено налогоплательщику требование уплатить налог;
  • ошибся кто-то из работников налоговой – очень распространенная ситуация, ведь в ФНС работают такие же люди, как и везде, и им свойственны ошибки. Причины их могут быть различными: использован неверный код бюджетной классификации, не учтены налоговые льготы или вычеты, неправильно применены налоговые ставки и т. д., или же это может быть обычная механическая ошибка. Если неточности не выявлены сразу, на их основании требование об уплате налога направляется в компанию, хотя оно не имеет под собой реального обоснования;
  • налоги были уплачены по другим реквизитам – если компания перешла в юрисдикцию данного отделения ФНС не с начала отчетного периода, часть налогов могла быть уплачена в другом отделении по реквизитам, которые отличаются от текущих. Очевидно, что текущее отделение налоговой может ничего не знать об этих платежах и вполне логично решит, что часть налоговых платежей не была внесена в бюджет. Соответственно, разница будет отображена в требованиях об уплате налогов;
  • ошибки со стороны компании – ошибаться могут все стороны, а не только налоговая инспекция. Нередки ситуации, когда неточности в декларациях допускают налогоплательщики, и в этом случае действительно обнаруживаются недоплаты по налогам. В таких ситуациях, при выявлении расхождений также формируется требование уплатить разницу, и в данном случае оно полностью обосновано.

Как видно, хотя первопричина подготовки и направления требований об уплате налогов всегда одна – расхождения в налоговой отчетности, которые выявляются при камеральной проверке, далеко не всегда они напрямую коррелируют с налоговыми нарушениями со стороны компании, которая проверяется, зачастую виноваты объективные факторы или ошибки налоговиков. Потому, получив требование от ФНС, не нужно сразу спешить его оплачивать, вначале нужно разобраться, насколько оно обосновано, и при необходимости оспорить.

Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов

Пунктом 1 (далее – Кодекс) установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (далее – требование об уплате) со дня выявления недоимки.

В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику, не позднее одного года со дня выявления недоимки. Требование об уплате направляемое налогоплательщику по результатам налоговой проверки, направляется не позднее 20 дней после истечения одного месяца со дня вручения соответствующего решения (пункт 9 ).

Требование об уплате страховых взносов на основании полученного от Фонда социального страхования Российской Федерации вступившего в силу решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, принятого по результату проверки обоснованности

Как исправить ошибки в уведомлении на уплату налога

Если человек, которому пришло уведомление, не согласен с тем, что в нем прописано, ему во всех случаях нужно решать этот вопрос с ИФНС. Действовать рекомендуется по следующей схеме:

1. Для начала необходимо оповестить ИФНС о наличии ошибок, неточных данных, завышенной сумме налога в уведомлении и, если требуется, уточнить сведения. Сделать это нужно обязательно письменно одним из следующих способов:

  • написав заявление от руки (на ПК) произвольной формы в двух экземплярах (в нем указать реквизиты уведомления, где есть ошибки, и какая информация является ошибочной);
  • как вариант – заполнив и отправив в ИФНС корешок от уведомления (т. е. своеобразную форму заявления), присланного из ИФНС (указать свои инициалы, ИНН, реквизиты уведомления);
  • через сайт ФНС посредством электронного уведомления.

Требование об уплате налога: образец

→ → Актуально на: 21 апреля 2017 г.

В мы рассказывали, что обязанность по уплате налога прекращается в том числе в случае ее исполнения, т. е. уплаты налога. Если же налогоплательщик не исполнил в установленные сроки свою обязанность по уплате налога, налоговая инспекция направляет такому налогоплательщику требование об уплате налога.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Расскажем в нашем материале о налоговом требовании об уплате налога и приведем его образец. Требование об уплате налога – это документ, направляемый налоговым органом налогоплательщику и извещающий его о неуплаченной сумме налога и об обязанности погасить ее в определенный срок (). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику:

  • в электронной форме: по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
  • на бумаге: по почте заказным письмом;
  • лично передается руководителю организации-налогоплательщика или налогоплательщику – физическому лицу или их представителям ().

При направлении требования по почте оно считается полученным на 7-ой рабочий день с даты направления заказного письма.

Исполнить требование об уплате налога необходимо в течение 8 рабочих дней с даты получения требования (если более длительный период не указан в самом требовании) (). Новая форма требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) утверждена Приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ () и действует с 27.03.2017 Приведем требования об уплате налога. Если налогоплательщик не согласен с суммой налоговой задолженности, он может приступить к обжалованию требования об уплате налога.

Образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

48265 Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой. ФАЙЛЫ Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах.

Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному , из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления , подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде.

При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет. После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке , анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения. Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е.

это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е.

в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных ) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

Когда ИФНС вправе требовать документы и какие

ИФНС может запросить пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Право на истребование документов дано ИФНС статьей 93 НК РФ. Случаи, когда налоговый орган уполномочен истребовать документы в рамках камералки, регламентированы пунктом 8 статьи 88 НК.

Конституционный Суд РФ в свое время указал налоговикам, то Налоговый кодекс исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля.

Налоговый контроль не должен превращаться из инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, а также чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Это, в свою очередь, не соответствует Конституции РФ.

Верховный суд РФ в Определениях от 14.03.2019 № 301-КГ18-20421 и от 28.02.2020 № 309-ЭС19-21200 указал, что удобство налогового администрирования не может служить основанием для ограничения прав налогоплательщиков.

О том, что права ФНС по запрашиваемой информации ограничены говорится и в постановлении ВС РФ от 09.07.2014 № 46-АД14-15. В письме ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309, налоговики сами же соглашались с тем, они не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ.

Несмотря на решения Высших Судов, Минфин в своих письмах неоднократно подчеркивал, что налоговые инспекторы в рамках камералки вправе требовать не только документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, но иные документы и вне проверки. Например, письмо Минфина от 09.02.2021 № 03-02-11/8341.

Судебная практика по этому вопросу серьезно разнится. В более ранних делах суды поддерживали налогоплательщиков. Дела последних говорят об обратном.

Хотя, есть недавние решения судов в поддержку налогоплательщика, в которых судьи соглашаются с тем, что требования ИФНС выходят за пределы норм НК РФ: АС СЗО от 18.01.2021 № Ф07-15509/2020; Постановление АС УО от 22.06.2020 № Ф09-1131/20.

Так, в решении ФАС МО от 13.02.2014 № Ф05-43/14 судьи постановили, что иные документы, содержащие информацию о показателях хозяйственной деятельности организации, которые могут быть использованы инспекторами при проведении проверки данного плательщика, подлежат представлению при их истребовании инспекцией.

Если пришло требование на уплату уже оплаченного налога

Дата публикации: 19.12.2013 16:22 (архив) Сотрудники Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми дали комментарий телеканалу «КомиГор» в связи с поступающими от граждан вопросами по поводу выставления налоговым органом требований на уплату имущественных налогов физических лиц за 2012 год, которые уже были уплачены. Напомним, сроки уплаты имущественных налогов (транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество) истекли в ноябре текущего года.

В мае-июне 2013 года 442 тысячи уведомлений на добровольную уплату налогов были разосланы централизованно филиалом ФКУ «Налог-сервис» в Санкт-Петербурге заказными письмами через отделения почтовой связи на общую сумму боле 594 млн.

рублей. Из них в региональный и местный бюджеты поступило в общей сложности 444,8 млн.

рублей (или 74,8% от начисленной суммы). По истечении срока уплаты налоговые органы выставили 31 тысячу требований на уплату образовавшейся задолженности.

После выставления требований в налоговые органы республики стали обращаться граждане, получившие требования на уплату налога, не смотря на то, что налог ими уже был уплачен. Проведя анализ сложившейся ситуации, были выявлены два типа случаев: 1) Ряд ситуаций произошел по причине оплаты налога в день истечения срока уплаты, что привело к отражению в требованиях суммы неучтенной еще задолженности. В этом случае гражданам нет причины для беспокойства, суммы налога поступили в бюджет, никаких дальнейших мер по взысканию проводиться не будет.

Читайте также:  Как россиянам оплатят больничные в 2023 году?

Убедиться в отсутствии задолженности можно с помощью Интернет-сервиса «» или по телефону, указанному в требовании на уплату налога.

2) В ряде случаев были допущены ошибки при заполнении основных реквизитов платежа (ФИО, ИНН, КБК), что привело к ошибочному зачислению платежа на другой счет.

Ответ на требование об уплате налога, если налог оплачен

Кроме того, в случае выявления нарушений налоговики должны были оформить акт камеральной проверки и ознакомить с ним налогоплательщика (п. 1, 2 ст. 100 НК РФ). Поскольку ни об одном из этих документов в вопросе не говорится, можно предположить, что речь в уведомлении идет об авансах за 2016 г.Налоговики не знают, есть ли у налогоплательщика в 2016 г.

объект налогообложения или нет. Ведь выяснить это они могут только из декларации, которая должна быть представлена по окончании 2016 г.

(ст. 346.23 НК РФ). Авансы перечисляются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Поскольку в этот срок авансовые платежи не поступили, а регистрация в качестве предпринимателя предполагает ведение деятельности, приносящей доход (ст. 2 ГК РФ), с которого должен уплачиваться налог, налоговики, видимо, решили уведомить плательщика об этом.

Такое уведомление представляет собой лишь напоминание о необходимости уплаты авансовых платежей. Оно не влечет за собой никаких последствий.В ответ на уведомление можно направить налоговикам письмо, в котором указать, что в 2016 г. не было объекта налогообложения, исходя из которого должны исчисляться авансы.Налоговая система РФ выполняет такие функции:фискальная – собственно сбор платежей,распределительная – ФНС необходимо перечислить полученные налоговые выплаты в соответствующие фонды,контроль – ИФНС отслеживает деятельность субъектов налогообложения и выставляет требования

В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога

Сроки рассылки требований об уплате налогов и сборов регулирует ст. 70 НК РФ. Налоговики имеют право выслать требование об уплате налога с момента выявления недоимки. Максимальный срок, в течение которого инспекторы обязаны уведомить вас о задолженности перед бюджетом, — 3 месяца.

Как происходит процедура составления и передачи требования об уплате налога? Налоговики обнаружили недоимку — этот факт они фиксируют внутренним документом ФНС. На основании этого документа в 3-месячный срок составляется требование об уплате налога и передается налогоплательщику. Если задолженность перед бюджетом была обнаружена по результатам налоговой проверки, то требование об уплате налога вы получите в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по материалам проверки.

Причем даже если налоговики пропустили срок направления требования об уплате налога, то недоимку они все равно имеют право взыскать.

ВАЖНО! Если сумма недоимки меньше 500 руб., то требование об уплате налога инспекторы имеют право выставить в течение года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога организация, предприниматель или физлицо может получить несколькими способами:

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС (порядок утвержден приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@);
  • в личном кабинете налогоплательщика (порядок утвержден приказом ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Участились случаи мошенничества — по электронной почте в адрес компании присылают письма о наличии задолженности по налогам и сборам. К письму приложен файл-вирус, запуск которого приводит к нарушениям в работе компьютера. ФНС никогда не рассылает требования об уплате налога по электронной почте!

Если налоговики высылают требование об уплате налога по почте, то его доставят по адресу, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это необходимо учитывать в случае, если фактический и юридический адреса налогоплательщика не совпадают, поскольку по законодательству такое письмо считается полученным на 6-й рабочий день с момента отправки. А значит, начиная с 7-го дня после отправки требования об уплате налога налоговики ждут от вас действий по погашению недоимки.

Физическому лицу требование об уплате налога инспекторы пришлют по адресу регистрации, указанному в паспорте.

Непринятое требование

Налоговым законодательством предусматриваются случаи, когда требование считается непринятым со стороны плательщика или налогового органа. Так, требование считается неисполненным налоговом органом в случае если плательщик-должник не исполнил его в установленный срок, исполнил его частично (не в полном объеме), не принял требование для исполнения, отказавшись в письменном или электронном виде, проигнорировал требование.

За это налоговым законодательством предусмотрено использование законных и утвержденных способов обеспечения исполнения норм, содержащихся в требовании. При этом плательщик может быть дополнительно подвержен и уголовному, и административному преследованию со стороны налоговых органов за нарушение действующего налогового законодательства.

Плательщик может не принять требование в том случае, если оно составлено с нарушением норм действующего законодательства, содержит ошибки, исправления или искаженную информацию.

При этом вместе с отказом от принятия требования плательщик направляет и представляет в налоговый орган достоверную информацию.

Так, к примеру, если к плательщику выдвигается требование об уплате налога, который уже был уплачен, то плательщик вместе с отказом о принятии направляет документ или копию документа, который подтверждает уплату этого налога (например, чековый листок или выписку из банка).

Налоговый орган при допущении ошибок исправляет их, направляет к плательщику исправленное требование для исполнения. Плательщик-должник не имеет права на отказ в случаях, если требование составлено верно, а также носит достоверный характер.

Все действия плательщика, который не желает уплатить законно примененный к нему налог или сбор, считаются неправомерными и подлежат ответственности.

Когда должно быть исполнено требование об уплате налога

Какими должны быть ваши действия при получении налогового требования? Если вы с ним не согласны, то в течение 1 года вы можете его обжаловать в вышестоящей инстанции. Но за это время налоговики могут успеть взыскать деньги в принудительном порядке, поэтому возражать на требование при необходимости нужно как можно раньше.

В требовании об уплате налога указывается дата, до которой необходимо погасить задолженность по налогу, пени или штрафу. Как правило, этот срок составляет 10 календарных дней. Если вы за это время уплачиваете необходимую сумму, то требование об уплате налога считается исполненным.

Что происходит, если компания не погасила задолженность в указанный срок? В таком случае у налоговиков есть 2 месяца, чтобы принять решение о взыскании недоимки в бесспорном порядке и блокировке расчетных счетов организации. Почтой России, лично или по ТКС налогоплательщику вручается решение о взыскании — решение считается полученным на 6-й рабочий день. Затем налоговые органы направляют в банк инкассо на перечисление необходимой суммы в бюджет.

Если налоговики пропустили 2-месячный срок, то взыскать деньги в бесспорном порядке они уже не смогут. Теперь у них есть еще 4 месяца, чтобы обратиться в суд и получить сумму задолженности по решению суда.

Таким образом, организации следует максимально быстро после получения требования об уплате налога урегулировать взаимоотношения с бюджетом, иначе деньги налоговики получат сами или через суд.

Для физических лиц порядок исполнения требования об уплате налога имеет некоторые отличия — гражданин должен в указанный в требовании срок погасить задолженность перед бюджетом. В противном случае налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании недоимки.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...