Минфин планирует изменить Единый план счетов для госучреждений с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин планирует изменить Единый план счетов для госучреждений с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества.

Какие средства считаются основными

Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.

Имущество признается ОС, если:

  • Обладает материальной формой.

  • Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.

  • Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).

  • Пользование объектом приносит прибыль организации.

Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:

  • У него есть материальная форма.

  • Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.

  • Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.

  • Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.

Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
Региональные бюджетные учреждения 50 — 500
Муниципальные учреждения 50 — 200
Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?

В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.

Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.

Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.

Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?

Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.

Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?

Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.

Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?

Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.

Определение особо ценного имущества автономного и бюджетного учреждений

Согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2022 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – Постановление) особо ценное имущество одинаково определяется и для бюджетного, и для автономного учреждения.

  • движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждений предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления;
  • имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
Читайте также:  ВС разъяснил обязанности работодателя при сокращении

Новый порядок формирования КБК

Вступает в силу Приказ Минфина России от 17.05.2022 № 75н, которым установлены перечни КБК на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Приказ содержит 95 перечней КБК. При этом отличия от перечней на 2022 год незначительные.

В числе важных изменений законодательства – введение в действие новой бюджетной классификации. С 1 января 2023 г. признается утратившим силу Порядок, который был утвержден Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, и вместо него вступает в силу Порядок формирования и применения КБК, утвержденный Приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н.

Внимание

Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов приведены в приложении 3 к Порядку № 82н.

Учреждения бюджетного и автономного типа начнут использовать КВР 246 в целях отнесения расходов на закупки для создания, развития, использования государственных информационных систем. Учреждения регионального и муниципального уровней вправе использовать этот код, только если такое решение примет финансовый орган. А федеральные ‒ в соответствии с прямой нормой п. 53.2.4.6 Порядка № 82н.

Расширяется применение КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». Теперь по нему будут отражаться в том числе расходы на оплату энергосервисных договоров, в которых цену установили как процент стоимости сэкономленных энергоресурсов (п. 53.2.4.7 Порядка № 82н).

Об этих и других изменениях Минфин рассказал в системном Письме от 25.08.2022 № 02-05-11/83179. Наглядно увидеть, что изменилось в части элементов вида расходов, можно в подготовленной финансовым ведомством в сопоставительной таблице изменений видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2022 году, к применяемым в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов.

Правила оформления электронных первичных документов

Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):

  • квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);

  • простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.

В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:

1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;

2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).

Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).

Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).

Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.

В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.

При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:

Изменения электронного первичного документа

Обоснование

Изменение размера граф и строк

Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091

Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой

Добавление вкладных листов

Твердое топливо для печного отопления

В силу п. 10.2.3 Порядка № 209н расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».

Читайте также:  Оформление права собственности на дом

Вместе с тем расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).

В Методических рекомендациях разъясняется, что операции по приобретению материальных запасов, включенных в группу «Горюче-смазочные материалы», в виде твердого топлива (дров, угля) для печного отопления в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:

Дебет

Кредит

Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления

0 106 34 343
0 105 33 343

0 302 23 73х
0 106 34 343

Выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления

0 109 х0 223
0 401 20 223

0 105 33 443

Выбытие израсходованного топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения)

0 109 х0 272
0 401 20 272

0 105 33 443

Как видим, в Методических рекомендациях приведена корреспонденция счетов по приобретению твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ, а списание осуществляется в зависимости от целевого назначения: расходы отражаются либо по подстатье 223, либо по подстатье 272 КОСГУ.

ПРИЗНАНИЕ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

В III разделе Стандарта принятие к учету основных средств в учреждениях обозначено понятием «признание». Это не меняет сущности представленных в нем положений, которые отчасти схожи с некоторыми положениями Инструкции № 157н. Рассмотрим основные моменты данного раздела.

Единицей учета основных средств в учреждениях(ОС) является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой учреждения, с учетом положений Стандарта и Инструкции № 157н. Инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в учреждении. После выбытия объекта закрепленный за ним инвентарный номер никому не присваивается.

Объектом ОС признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Объекты ОС, срок полезного использования которых одинаков, а стоимость не является существенной (например, библиотечные фонды, периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения)), согласно Инструкции № 157н могут быть объединены в один инвентарный объект – комплекс объектов ОС.

Единицей учета ОС может также признаваться часть объекта имущества. Это возможно, если часть объекта имеет отличный от остальных частей срок полезного использования и ее стоимость составляет значительную величину.

Объект недвижимости (или его часть), полученный в аренду и предназначенный для сдачи в субаренду, может признаваться инвестиционной недвижимостью.

Актив культурного наследия учитывается в составе ОС, если с его помощью возможно получить экономические выгоды или полезный потенциал либо если его полезный потенциал не ограничивается культурной ценностью.

В иных случаях актив культурного наследия отражается на забалансовых счетах в условной оценке – один рубль.

Объекты ОС могут перемещаться из одной группы в другую (реклассифицироваться). Выбытие объекта из одной группы и включение его в другую группу должно отражаться в бухгалтерском учете одновременно. Реклассификация не приводит к изменению стоимости объектов ОС.

ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

Признание объекта ОС прекращается в случае выбытия имущества в результате продажи, заключения договора аренды, предусматривающего переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю (арендатору), передачи другой организации госсектора, иным организациям на безвозмездной основе, по иным основаниям, предполагающим прекращение права оперативного управления имуществом, а также в случае выбытия имущества в результате списания.

Выбытие объектов ОС отражается по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств.

При отражении в учете выбытия ОС необходимо соблюдать следующие критерии:

1. Субъект учета передал все существенные операционные риски и выгоды, связанные с распоряжением (владением, пользованием) объектом имущества, отраженного в составе ОС.

2. Субъект учета больше не участвует ни в распоряжении выбывшим объектом ОС, ни в его реальном использовании.

3. Величина дохода (расхода) от выбытия объекта ОС может быть надежно оценена.

4. Прогнозируемые к получению экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с ОС, а также понесенные или ожидаемые затраты могут быть надежно оценены.

Доходы, причитающиеся к получению при выбытии ОС, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости.

Финансовый результат, возникающий при выбытии объекта ОС, отражается в составе финансового результата текущего периода. Он определяется как разница между поступлениями от выбытия, если таковые имеются, и остаточной стоимостью объекта ОС.

Читайте также:  Увольнение сотрудника, который не прошел испытание

Документальный учет объектов основных средств

 Номер 
формы
 Название формы 
 Регистры учета, систематизирующие данные первичных документов 
0504071
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками 
(журнал N 4)
0504071
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов 
(журнал N 7)
0504071
Журнал по прочим операциям (журнал N 8) 
0504072
Главная книга 
 Аналитический учет основных средств 
0504031
Инвентарная карточка учета основных средств (открывается на 
каждый объект основных средств)
0504032
Инвентарная карточка группового учета основных средств 
(открывается на группу объектов основных средств и предназначена
для учета объектов библиотечных фондов, производственного
и хозяйственного инвентаря)
0504033
Описи инвентарных карточек по учету основных средств (для 
регистрации инвентарных карточек)
0504034
Инвентарный список нефинансовых активов (ведут лица, 
ответственные за хранение основных средств, за исключением
библиотечных фондов)
0504042
Книга (карточка) учета материальных ценностей (учет библиотечных 
фондов лицами, ответственными за хранение)
0504035
Оборотная ведомость по нефинансовым активам (для контроля за 
соответствием учетных данных у материально ответственных лиц и
данных по счетам аналитического учета)

В соответствии с п. 55 Инструкции N 157н учет операций по выбытию и перемещению объектов основных средств ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Отражение в учете передающей стороны операций по списанию оборудования при внутриведомственной передаче

 Операция 
 Корреспонденция счетов 
 Сумма, 
руб.
 Дебет 
 Кредит 
1. Передана 
балансовая
стоимость
транспортного
средства
1 30404 310 
"Внутриведомственные
расчеты по
приобретению
основных средств"
1 10135 410 
"Уменьшение стоимости
транспортных средств -
иного движимого
имущества учреждения"
 780 000
2. Передана ранее 
начисленная
амортизация
1 10435 410 
"Уменьшение за счет
амортизации
стоимости
транспортных
средств - иного
движимого имущества
учреждения"
1 30404 310 
"Внутриведомственные
расчеты по приобретению
основных средств"
 300 000
3. Закрыт счет по 
завершении
финансового года в
части переданных
внутриведомственных
расчетов
1 40130 000 
"Финансовый
результат прошлых
отчетных периодов"
1 30404 310 
"Внутриведомственные
расчеты по приобретению
основных средств"
 480 000

В бюджетном учете принимающей стороны данная операция будет отражена следующими проводками (табл. 8).

ОКОФ 330.28.41.22.110 — Станки сверлильные металлорежущие

ОКОФ 330.28.41.22.110 — Станки сверлильные металлорежущие

  • ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
  • 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
  • 330.00.00.00.000 — Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
  • 330.28 — Машины и оборудование, не включенные в другие группировки
  • 330.28.4 — Оборудование металлообрабатывающее и станки
  • 330.28.41.2 — Станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие
  • 330.28.41.22 — Станки сверлильные, расточные или фрезерные металлорежущие; гайконарезные и резьбонарезные металлорежущие станки, не включенные в другие группировки
  • 330.28.41.22.110 — Станки сверлильные металлорежущие

330.28.41.22.110 — Станки сверлильные металлорежущие

Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014 Код: 330.28.41.22.110 Наименование: Станки сверлильные металлорежущие Дочерних элементов: 0 Амортизационных групп: 0 Прямых переходных ключей: 2

Подгруппировки

Группировка 330.28.41.22.110 в ОКОФ является конечной и не содержит подгруппировок.

Амортизационные группы

Код 330.28.41.22.110 не относится ни к одной амортизационной группе (на основании приложения к Постановлению Правительста РФ «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»).

Переходные ключи

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
142922111 Станки сверлильные (вертикально-сверлильные, координатно-сверлильные, радиально-сверлильные) 330.28.41.22.110 Станки сверлильные металлорежущие
142922172 Станки специальные, специализированные сверлильно-расточной группы

Учет основных средств в учреждении

Бухгалтерский учет таких средств в бюджетных организациях осуществляется согласно инструкции № 157н (п. 21 Приказа Минфина РФ № 157н от 01.12.2010). Учет основных фондов ведется через единый план счетов, а также через специальный, разработанный в соответствии с Приказом Минфина № 162н от 06.12.2010.

Для бухгалтерских записей хозяйственных операций и движений объектов таких средств в бюджетном учете применяется синтетический счет 010100000 «Основные средства». Поступления проводятся по синтетическому счету 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», учет выбытия — по аналитике отдельных счетов «Основные средства» (заканчиваются на 410).

В бухгалтерском учете НКО движение фондов отражается на счете 01 «Основные средства», поступления промежуточно проводятся через сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Построенные объекты недвижимости, права на которые необходимо зарегистрировать в обязательном порядке, признаются основными средствами вне зависимости от того, зарегистрированы они в момент принятия к учету или нет. Если же такой объект еще недостроен, то для него необходимо сформировать отдельный субсчет к счету «Основные средства».

По факту принятия к бухгалтерскому учету фонда составляется акт по форме ОС-1. При необходимости учреждение вправе разработать свой бланк документа.

Для того чтобы такие средства отражались в бухгалтерии корректно, специалисту необходимо провести поэтапную оценку и учет поступившего основного фонда.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...