Ответственность за нарушение хранения и ношения оружия гражданами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение хранения и ношения оружия гражданами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.

Признаки и классификация холодного оружия

Основными признаками, по которым относят предмет к холодному оружию, являются:

  1. длина клинка;
  2. уровень твердости материала, из которого изготовлен клинок;
  3. размер обуха по толщине.

По мнению специалистов, прежде всего, оружие подразделяется на стандартное и нестандартное. Такое разделение связано с тем, что типов холодного оружия сотни, но все же есть такие экземпляры, которые до настоящего времени не были учтены классификацией. К примеру, если изобретена новейшая конструкция со встроенным мини-оружием – ее нельзя отнести ни к какому виду, поэтому такая единица считается нестандартной. Стандартные – те, которые уже известны классификацией, тщательно исследованы, отнесены к определенному виду.

Есть множество и других разделений по различным признакам, например:

  1. по назначению:
    • боевое — то есть, предназначенное для защиты от опасности, исходящей от другого человека. Оно может быть предусмотрено законодательством для военных, правоохранительных органов (в полиции, к примеру — дубинки), а также быть гражданским –как часть национального костюма.
    • спортивное – шпага, рапира;
    • охотничье – тесак, мачете, копье и т.д.
  2. по способу использования:
    • клинковое – то есть, предмет имеет клин с лезвием, которым при приложении мускульной силы наносится удар, происходит проникновение в тело. Обычно клинковое оружие разделяют на подвиды — с рукояткой (например, кинжалы, керабит), древковое (пика, копье), крепительное (штык к огнестрельному). Клинковое оружие является самым распространенным.
    • метательное – по названию нетрудно догадаться, что целью использования такого оружия является поражение на расстоянии (например, метательный нож, гарпун, арбалет).
  3. по поражающему действию:
    • колющее – кортик, кончар, рапира;
    • колюще-режущее – кинжал, шашка;
    • рубящее – боевой топор;
    • ударные – дубинка;
    • ударно-раздробляющее – нунчаки, кастет и т.д.

Это не исчерпывающий перечень классификации, есть и другие основания, по которым ту или иную единицу относят к определенному типу оружия.

С точностью определить, является ли предмет холодным оружием, может только эксперт-криминалист. Далеко не все предметы, которые могут быть опасными для здоровья человека, относятся к холодному оружию.

Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 20.8-20.15 КоАП РФ, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также установленные правила оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.

Часть 1 ст. 20.8 предусматривает ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Объективная сторона этого правонарушения, выражается в противоправном действии (бездействии), в результате которого произошло нарушение установленных правил по производству, продаже, хранению или учету оружия и патронов к нему.

Субъектами правонарушения, являются должностные лица, в чьи обязанности входит соблюдение указанных правил и юридические лица. Правонарушение, может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Совершение данного правонарушения влечет наказание в виде административного штрафа налагаемого на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (от 4000 до 5000 р.); на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (в десять раз больше). Необходимо знать, что в настоящее время все размеры административных штрафов рассчитываются исходя из того, что минимальный размер оплаты труда равен 100 р.

Примером указанных нарушений может быть производство, продажа, хранение оружия без соответствующей охраны, без сигнализации в помещении, где хранится оружие; без учета сведений, кому из работников организации передается оружие для выполнения ее уставных задач.

Комментарии к ст. 20.8 КОАП РФ

1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.

При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.

4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).

5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).

6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).

За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Читайте также:  Льготы для матери одиночки в 2023 Москва

В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.

В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).

В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

Ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов

Оружие всегда было опасным инструментом поражения. С его использованием совершается значительное количество преступлений.

В большинстве совершенных тяжких и особо тяжких преступлений фигурируют квалифицирующие признаки ст.

222 Уголовного кодекса Российской Федерации – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов.

Таким образом, именно незаконный оборот оружия является одним из факторов, порождающих совершение тяжких и особо тяжких преступлений,
в частности, убийств, разбоев и бандитизма.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Последствием нарушения установленных правил обращения с оружием является привлечение виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.

Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (статья 20.8 КоАП РФ).

  • К примеру, нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами влечет административный штраф в размере до 2 тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок до одного года.
  • За ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, на гражданина не только наложат штраф до 5 тысяч рублей, но и могут конфисковать оружие и патроны к нему или лишить права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок до 2 лет.
  • Если гражданин, осуществляющий ношение огнестрельного оружия, откажется выполнять, законные требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, его также лишат права на приобретение, хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет с возможной конфискацией оружия и патронов к нему.
  • Кроме того, за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему законодательством предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере до 5 тысяч рублей.
  • Если гражданин незаконно приобрел, продал, передал, хранил, перевез или носил гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения ему грозит штраф до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арестна срок до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему.

Уголовная ответственность предусмотрена за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия (ст. 222 УК РФ). Данное преступление посягает на общественную безопасность в сфере законного оборота и обращения оружия.

Предметом данного преступления являются огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов к нему), а ч. 4 ст.

222 УК РФ – гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовое, холодное оружие, в том числе метательное.

Судебная практика по статье 20.8 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Определение N 309-АД17-10501 от 21.08.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N 308-КГ17-5735 от 16.05.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N 16-О09-40 от 19.11.2009 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N 66-О09-183 от 16.12.2009 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N 301-АД16-8306 от 11.07.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-7841/14 от 30.06.2014 Коллегия по административным правоотношениям, надзор

Решение Верховного суда: Постановление N 301-АД16-8306 от 29.07.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

Комментарии к ст. 20.8 КОАП РФ


1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.

При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.

4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).

5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).

6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Читайте также:  Что такое налоговое резидентство и как нерезиденты платят налоги

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).

За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).

В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.

В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).

В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

Хранение оружия и боеприпасов юридическими лицами

В отличие от граждан, которые не имеют более никаких помещений, кроме своей собственной квартиры, компании обязаны хранить оружие в отдельных помещениях.

Оружие также должно находиться в сейфах и специальных шкафах. Оружие должно быть в разряженном состоянии со спущенным курком на предохранителе. Патроны располагаются отдельно от оружия.

Юридические лица обязаны хранить оружие с креплением на нем бирок с указанием серии, модели и наименования оружия.

Обязательно отдельно должно храниться то оружие, которое принято на ответственное хранение у граждан, от оружия, хранящегося на балансе самой компании.

Россыпные патроны необходимо держать исключительно в металлических ящиках под двумя надежными замками.

Ношение и транспортировка оружия

К ношению и транспортировке охотничьего или иного оружия и боеприпасов предъявляются еще более жесткие требования, чем к его хранению.

Основные ограничения представлены ниже:

  • Ношение охотничьего оружия допускается только в специальных охот угодьях;
  • Ношение оружия для самообороны допускается только в кобуре на предохранителе;
  • Запрещается ношение оружия на массовых мероприятиях;
  • Запрещено носить огнестрельное оружие лицу, находящему в состоянии опьянения;
  • Запрещена стрельба из оружия в не отведенных для этого местах;
  • При ношении оружия требуется иметь при себе паспорт и лицензию.

Для того, чтобы транспортировать оружие, необходимо получить специальное разрешение со сроком действия не более 1 месяца.

Без разрешения можно перевозить следующие виды оружия:

  • Не подлежащие регистрации;
  • Огнестрельное оружие для самообороны без права ношения;
  • Охотничье и спортивное оружие при транспортировке до места охоты или соревнований;
  • Которое перемещается в пределах субъекта РФ, где оно зарегистрировано.

Хранение холодного оружия

Выше говорилось исключительно об оружии огнестрельном. Что же касается хранения (а также ношения) холодного оружия, то и здесь закон предусматривает определенные правила и условия, а равно и ответственность за нарушение таких правил.

Правила хранения холодного оружия гораздо мягче, чем огнестрельного оружия, но нужна специальная лицензия на его приобретение. В случае же незаконного приобретения, равно как ношения и хранения холодного оружия, уголовная ответственность российским законодательством не предусмотрена, а предусмотрена лишь административная ответственность. За приобретение и ношение холодного оружия статья АК предусматривает штраф в размере от 500 до 2 тыс. рублей и лишает владельца права носить и хранить холодное оружие сроком до одного года.

Другой комментарий к статье 222 УК РФ

1. Предмет преступления – огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства. К нему не относятся пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы.

Под огнестрельным понимается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

Основные части огнестрельного оружия: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка.

Боеприпасы – предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряд либо их сочетание.

2. О понятии взрывчатых веществ см. комментарий к ст. 218 УК. Взрывные устройства – это промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.).

3. Неисправное или учебное огнестрельное оружие лишь тогда может признаваться предметом преступления, когда виновный имел намерение и реальную возможность привести его в пригодное для стрельбы состояние или оно содержало пригодные для использования комплектующие детали.

4. Под приобретением указанных в законе предметов понимается получение их в постоянное или временное владение любым способом.

Передача означает временную их переуступку другим лицам, которым они не принадлежат.

Под сбытом следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной).

Хранение означает фактическое обладание ими вне зависимости от конкретного местонахождения (в жилище, хозяйственных постройках, специальном тайнике и т.п.); перевозка – действия по перемещению данных предметов независимо от способа транспортировки, но не непосредственно при обвиняемом.

Ношение имеет место в случаях, когда виновный тайно или открыто держит их при себе, т.е. в одежде, сумке, портфеле и т.п.

5. Перечисленные в ч. 1 ст. 222 действия признаются незаконными, если они совершены с нарушением правил оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, установленных в нормативных актах.

6. Преступление является оконченным с момента совершения любого из указанных в законе действий.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Комментарий к ст. 20.10 КоАП

1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере оборота оружия.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выражается в незаконном изготовлении, продаже пневматического оружия или передаче пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра без разрешения органов внутренних дел.

Необходимо обратить внимание на то, что незаконное изготовление огнестрельного, газового и холодного оружия квалифицируется по нормам УК РФ.

3. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями.

Уголовная и административная ответственность за нарушение правил оборота гражданского оружия

За незаконный оборот оружия установлена административная и уголовная ответственность. При этом в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» отмечается, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо отграничивать виды ответственности владельцев оружия. При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

Читайте также:  Что нужно знать перед покупкой индукционной варочной панели 4 важных момента

За нарушение правил оборота оружия установлена административная и уголовная ответственность.

Предмет преступления по ст. 222-226.1 УК РФ

В соответствии с Федеральным законом №150-ФЗ, под оружием в целом понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Уголовная ответственность может наступить за незаконный оборот следующего оружия:

  1. Огнестрельное: то есть, предназначенное для механического поражения на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Основные его части: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка.
    Применительно к статьям, регулирующим ответственность за незаконный оборот оружия на территории Российской Федерации, под огнестрельным понимаются все виды:
    • боевого;
    • служебного;
    • гражданского оружия (в том числе и самодельные единицы). Примерами могут быть винтовки, автоматы, гранатометы, минометы, спортивные или охотничьи ружья, револьверы, пистолеты, карабины и т.д. При этом величина калибра не влияет на привлечение к ответственности – согласно уголовному законодательству, этот признак не важен для применения той или иной статьи из главы УК РФ.
  2. Оружие самообороны – то есть, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, газовое или травматическое. В законодательстве предусмотрены особые условия для наступления ответственности (она несколько мягче) за его незаконное хранение, перевозку, сбыт и т.д.
  3. Боеприпасы: это предметы вооружения и метаемое снаряжение, которые используются для поражения цели, характеризуются разрывной, метательной, пиротехнической или вышибной силой. Обычно к боеприпасам относят мины, подрывные снаряды, гранаты, а также патроны к любому огнестрельному оружию.
  4. Взрывчатые вещества – смеси веществ, которые взрываются без доступа кислорода, могут быстро самораспространяться вследствие определенной химической реакции (тротил, пластиты, порох). Взрывными устройствами считаются такие приспособления, которые инициируют взрыв (например, запал, детонатор).
  5. Холодное оружие – это клинковое (сабля, боевой нож, кинжал), колющее (копье, штык), ударно-дробящее (кастет), а также механическое (арбалет).

Общие признаки предмета преступления органы следствия определяют по ФЗ «Об оружии» — основному закону, который определяет термины, разграничения и назначение, а также предусматривает основные критерии идентификации оружия. Более подробные признаки — вид, функциональность, калибр, тип оружия и его частей может быть определен только экспертом. Поэтому по уголовным делам рассматриваемой категории всегда проводится технико-криминалистическая экспертиза, в рамках которой эксперты проводят исследование всех характеризующих признаков, включая годность.

В уголовно-правовом смысле ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны оружием:

  • пневматика;
  • стартовые, сигнальные пистолеты и револьверы;
  • строительно-монтажные пистолеты;
  • элетрошокеры;
  • хозяйственно-бытовые (кухонные, разделочные) ножи;
  • сигнальные патроны;
  • пиротехника.

Если лицо совершает какое-либо преступление с использованием перечисленных средств, его действия могут быть квалифицированы по соответствующей статье УК РФ с признаком «с использованием предметов в качестве оружия».

Чаще всего такой квалифицирующий признак, ужесточающий наказание, может иметь место при совершении убийства, хулиганства, причинения телесных повреждений, разбоя.

Комментарий к Статье 20.8 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.

2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.

3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.

4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.

5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.

За нарушение правил хранения и ношения оружия предусмотрена ответственность

Оружие подлежит регистрации в органе внутренних дел по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения. Перерегистрация оружия проводится за месяц до истечения срока действия лицензии либо разрешения. При перемене места жительства владелец зарегистрированного оружия обязан обратиться в орган внутренних дел с просьбой о снятии оружия с учета, указав адрес нового места жительства.

За данное правонарушение предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией оружия и патронов к нему.

Хранение оружия и патронов к нему должно осуществляться с использованием технических средств охраны (металлических шкафов, охранной сигнализации и т. д.). За нарушение перечисленных правил, а также за хранение патронов сверх разрешенного объема, также предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 20.8 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей. Жестокое обращение к животным и ответственность за него? За нарушение сроков регистрации (перерегистрации) приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия, а также сроков постановки его на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином места жительства виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности по статье 20.11 КоАП РФ.

Ответственность за нарушение правил хранения оружия и патронов к нему

Ответственность за нарушение правил хранения огнестрельного оружия. Согласно КоАП РФ ст. 20.8 ч. 4

Хранение оружия и патронов гражданами РФ в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.

Нарушение правил перевозки, транспортирования оружия и патронов к нему — Ответственность за нарушение правил транспортирования, перевозки огнестрельного оружия. Согласно КоАП РФ ст.

20.12 ч. 2 влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

Статья 20.8. КоАП РФНарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования или учета оружия и патронов к нему, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием

3 . Действие, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, совершенное группой лиц либо лицом, находящимся в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок три года с конфискацией оружия и патронов к нему.

1 .

Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, — За нарушение правил оборота оружия предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. 1 . Стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

Транспортировка оружия

Прежде чем рассматривать порядок транспортировки оружия гражданами, следует уточнить значение самого термина. Многие путают транспортировку с перевозкой, поэтому и возникают проблемы с правоохранительными органами.

К примеру, если сотрудник полиции обнаружит в багажнике автомобиля охотничье ружье, то у него, скорее всего, возникнет масса вопросов. Не следует опираться на право носить оружие для самообороны, так как это касается только короткоствольных моделей (об этом мы уже поговорили).

Некоторые ссылаются на пункт 69 правил оборота оружия, отмечая то, что оно перевозится в расчехленном виде и отдельно от патронов, считают свои действия правомерными. Это далеко не так, потому что данный пункт позволяет перевозить оружие юридическим лицам, которые имеют соответствующее соглашение на договорной основе.

Если же вы объясните доходчиво инспектору, что транспортируете оружие для проведения мероприятий, то это избавит от лишних вопросов. Но при этом обязательно необходимо выполнять все правила транспортировки.

  • Если к оружию идет обойма, то при транспортировке она отделяется, а само оружие должно быть разряженным. Такие требования объясняются тем, что при перевозке на ухабах ружье может самопроизвольно выстрелить.
  • Транспортируемое оружие обязательно должно пребывать в чехле. Желательно подбирать чехлы и кобуры для данной модели, но закон этого не требует, поэтому могут подойти любые чехлы. Самым лучшим вариантом для перевозки служит специальный автомобильный сейф.
  • На перевозимое оружие требуются все сертификаты. В них прописываются технические характеристики оружия. При наличии таких документов гражданин сможет избежать проблем с законом.
  • При перевозке патроны укладываются в специальные пластиковые коробки. Допускается транспортировка патронов в тех упаковках, в которых они идут с завода. Самое главное – не допускать во время движения их соприкосновение. Вот почему нельзя перевозить патроны россыпью. В автомобильном сейфе есть отделы для патронов.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...