Права и обязанности работников и работодателей по охране труда с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности работников и работодателей по охране труда с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Запрет на работу в опасных условиях

С 1 марта 2022 года вводится в действие запрет на работу в опасных условиях труда (Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ). В соответствии с новой ст. 214.1 ТК РФ работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на таких рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда были отнесены к опасному классу (4-й класс). Приостановка работ осуществляется до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда.

На время приостановки работ за сотрудниками сохраняется место работы и средний заработок. На это время сотрудник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ст. 216.1 ТК РФ). Возобновление деятельности на опасных рабочих местах допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, подтверждающей снижение класса условий труда.

При этом в ряде случаев запрет на работу в опасных условиях труда применяться не будет. Правительство уже утвердило перечень опасных работ, на которые не распространяется запрет. Согласно распоряжению Правительства РФ от 04.12.2021 № 3455-р, работодателям разрешается не приостанавливать:

  • аварийно-спасательные работы;
  • неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • работы по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • работы по ликвидации последствий происшествий в Антарктике;
  • подводные работы особого назначения и водолазные работы;
  • авиационно-спасательные и специальные авиационные работы.

Ответственность за нарушение охраны труда

Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.

Основные понятия, предмет и объекты охраны труда прописаны в статье 209 Трудового кодекса. Согласно этой статье, под понятием охрана труда ТК РФ подразумевает системные меры, направленные на сохранение жизни, физического и психологического здоровья работников во время выполнения служебных обязанностей. В комплекс мер по ОТ входят как санитарно-гигиенические, организационные и технические, так и правовые, социально-экономические, лечебные, профилактические и другие мероприятия.

Объектом охраны труда выступают условия труда — совокупность всех факторов производственной среды, влияющих либо способных оказывать влияние на безопасность жизни и здоровья работника.

С точки зрения опасности для трудящихся, производственные факторы могут быть:

  • Безопасными (не предоставляющими опасности для жизни или здоровья людей и не требующими применения особых мер по ОТ);
  • Опасными (обладающими тем или иным уровнем травмоопасности);
  • Вредными (негативно влияющими на здоровье и способными вызвать то или иное заболевание).

У работников в разы меньше обязанностей, касающихся охраны труда, чем у работодателей. Эти обязанности, согласно статье 214 ТК РФ, ограничиваются необходимостью соблюдать нормы ОТ и правила ТБ, своевременно и правильно использовать имеющиеся средства индивидуальной и/или коллективной защиты. Также сотрудники должны обучаться охране труда, способам оказания первой помощи и алгоритму действий при ЧП. При возникновении аварий или несчастных случаев на производстве и при проявлении симптомов профессионального заболевания либо ухудшении самочувствия работники обязаны поставить в известность работодателя.

Отдельно Трудовой кодекс обязывает работников проходить медосмотры перед трудоустройством и в течение трудовой деятельности. В случае, если работодателем или органом государственного надзора будет выдано распоряжение о прохождении внепланового медосмотра, работники обязаны подчиниться этому распоряжению.

Статья 213 ТК РФ раздела «Охрана труда» более подробно регламентирует требования к прохождению работниками обязательных профилактических медосмотров. В частности, в этой статье указано, что все люди, работающие с материалами повышенной опасности либо трудоустроенные на должности с высокими профессиональными рисками, обязаны проходить освидетельствование у психиатра не реже, чем раз в 5 лет. Это требование не противоречит Конституции, а вот при его несоблюдении и к работнику, и к работодателю будут примерены санкции согласно статье 5.27 КоАП России.

Основные обязанности работников

Заключая трудовой договор с организацией, сотрудник обязуется соблюдать требования, прописанные в статье 21 Трудового кодекса РФ:

  • добросовестно выполнять свои должностные обязанности;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка и трудовой дисциплины;
  • придерживаться установленных норм труда;
  • соблюдать требования по охране труда;
  • соблюдать все требования пожарной безопасности;
  • бережно относиться к имуществу организации и личной собственности коллег;
  • незамедлительно сообщать непосредственному или вышестоящему руководителю о любой чрезвычайной ситуации, представляющей угрозу для здоровья работников или имущества организации.

Организация охраны труда

Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.

Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.

Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.

Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Читайте также:  Как убедить человека бросить пить?

Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.

Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.

Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.

Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответствующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.

Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.

В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

Какие документы по охране труда подготовить

Все мероприятия по охране труда нужно не только проводить, но и документировать. В противном случае очередной визит инспектора ГИТ обернется разбирательствами и выплатой штрафов. Оптимизация и систематизация документооборота позволит избежать проблем.

Таблица. Охрана труда: документы 2020

Положения Положение о СУОТ

Положение о службе охраны труда

Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки

Положение об обеспечении работников СИЗ

Приказы по охране труда · Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда

· Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда

· Приказ об утверждении инструкций по охране труда

· Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

· Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

· Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки

· Приказ об утверждении графика проведения СОУТ

· Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

· Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

· Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

Журналы · Журнал регистрации вводного инструктажа

· Журнал регистрации НС

· Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

· Журнал инструктажа на рабочем месте

· Журнал инструктажей по пожарной безопасности

Программы · Программа проведения вводного инструктажа по ОТ

· Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте

· Программа производственного санитарного контроля

· Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям

· Программа действий по улучшению условий и охраны труда

Перечни и списки · Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа

· Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам

· Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств

· Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям

· Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

· Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ

Инструкции Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда

Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность

Прочие документы Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

Важно! Это не исчерпывающий перечень документов по охране труда. Список может пополняться в зависимости от специфики деятельности компании.

Обязанности работника в области охраны труда

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). Статья 214 ТК РФ предусматривает всего пять обязанностей работника в данной области.

1. Соблюдать требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Разъясним. Стандарты безопасности труда введены ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования» и ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию». Но эти документы скорее предназначены для работодателя, который на их основе разрабатывает и принимает локальные нормативные акты в этой области для своего учреждения.

Читайте также:  можно ли возить воздушку в машине

Требования охраны труда, которые должны выполнять работники, как правило, содержатся в правилах внутреннего трудового распорядка и инструкциях по охране труда. Отметим, что последний документ Роструд всегда запрашивает при проведении контрольных мероприятий в области охраны труда.

Обязанности работодателя по охране труда, связанные с обучением

Принимая гражданина на работу, лицо, руководящее фирмой, в обязательном порядке должно обеспечить проведение для него инструктажа по правилам охраны труда. Искомые правила и обязанности, возлагаемые на обе стороны, прописаны в трудовом договоре сотрудника. Обратите его внимание на это, дабы он смог тщательно прочитать всю представленную информацию, и усвоить положения, касающиеся требований безопасности на производстве.

Кроме того, согласно Трудовому Кодексу нашей страны, на предприятиях обязаны проводить обучение сотрудников обсуждаемым нормам. Осуществлять руководство и проведение обучения должны:

  • либо непосредственно руководитель компании;
  • либо иное уполномоченное на то лицо.

Ответственность работодателя за невыполнение

Если наниматель нарушил установленные требования и обязанности в сфере ОТ, ТК РФ в ст. 419 устанавливает возможность привлечения его (в зависимости от тяжести нарушения) к следующим видам ответственности:

  1. Дисциплинарная:
      замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение.
  4. Материальная (включает возмещение работодателем убытков, понесенных сотрудником, и выплату компенсации, глава 37 ТК РФ).
  5. Гражданско-правовая (включает возмещение имущественного и морального вреда пострадавшему сотруднику, установлена главой 59 ГК РФ).
  6. Административная (включает штрафы в размере до 200 000 рублей, приостановление деятельности на период до 3 месяцев, ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Таким образом, круг обязанностей руководителя по охране работников в организации обширный, а их невыполнение влечет за собой наложение серьезных санкций.

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ)

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда (абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ);
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 313-ФЗ);
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ);
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 30.12.2008 № 313-ФЗ);
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа; по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ);
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ);
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 30.11.2011 № 353-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ);
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ);
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 28.12.2013 № 421-ФЗ);
  • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ);
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ);
  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ);
  • беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ);
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.06.2006 № 90-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ);
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ);
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ).
Читайте также:  Открытие охоты на зайца 2023 год Оренбург

Обучение по охране труда

Следующая немаловажная обязанность работодателя — обеспечение знания правил охраны труда всеми сотрудниками. Для этого согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в Порядке, установленном Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.

Обучение работников правилам охраны труда производится путем проведения инструктажей, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Инструктаж по охране труда бывает:

— вводный (проводится руководителем или специалистом по охране труда со всеми принимаемыми на работу лицами, командированными в организацию работниками, проходящими в организации практику, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации);

— первичный на рабочем месте (проводится до начала самостоятельной работы руководителями структурных подразделений);

— повторный (проходят те же работники, которые проходили первичный инструктаж на рабочем месте, не реже одного раза в шесть месяцев. На производствах с вредными и опасными условиями труда повторный инструктаж должен проводиться не реже одного раза в три месяца);

— внеплановый (проводится в определенных случаях, например при введении в действие новых нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда; изменении процессов производства, технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента; перерывах в работе более двух месяцев и пр.);

— целевой (проводится для выполнения разовых работ, которые напрямую не связаны с обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и т.п.), при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы).

Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

В любом случае проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах с проставлением подписей инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

К сведению. Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Такое обучение проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Кроме проведения инструктажей, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу в течение месяца после приема на работу. Обучение лиц, принимаемых на работы с вредными условиями труда, должно заканчиваться стажировкой и сдачей экзаменов.

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Отметим, что теоретические знания требований охраны труда и практические навыки безопасной работы должны проверяться непосредственными руководителями работ. Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

Для проведения такой проверки приказом создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

К сведению. В состав комиссии по проверке знаний о требованиях охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.), представители выборного профсоюзного органа.

Результаты проверки знаний о требованиях охраны труда работников организации оформляются протоколом. Работнику, успешно прошедшему проверку, выдается удостоверение. Если же работник не прошел проверку, он обязан пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.

Помните, что согласно ст. 212 ТК РФ, если работник не прошел обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, работодатель обязан не допускать его до работы.

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств следующих обязательных медицинских осмотров:

— предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников;

— психиатрических освидетельствований (в том числе по просьбам работников в соответствии с медицинскими рекомендациями).

Обязательные медицинские осмотры и освидетельствования проводятся за счет работодателя (ст. ст. 213, 266, 328 ТК РФ):

— для несовершеннолетних работников;

— для лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда;

— для работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений;

— для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности;

— для работников, чей труд связан с движением транспортных средств.

Кроме этого, медицинские осмотры должны проходить государственные и муниципальные служащие, педагоги, лица, привлекаемые к работам вахтовым методом, а также прибывшие для поступления на работу в районы Крайнего Севера.

Положения об охране труда в обязательном порядке должны быть закреплены в локальных актах предприятия. Основными из них являются:

  • приказ о создании службы по охране труда или приеме специалиста на соответствующую должность;
  • положение о службе по охране труда, где прописаны ее задачи, функции, права, обязанности и ответственность сотрудников предприятия;
  • должностные инструкции, регламентирующие работу специалистов по охране труда;
  • специальные инструкции;
  • приказ об организации обучающих мероприятий и проверки полученных знаний;
  • журнал учета выдачи и получения средств индивидуальной защиты;
  • журнал регистрации несчастных случаев.

Исходя из специфики предприятия, список документов может меняться.

Спектр обязанностей инженеров по охране труда

Перечень функций, которые должны реализовывать инженер по охране труда, содержит постановление Министерства труда России от 08 февраля 2000 года № 14 . Среди них:

  • наладить работу системы по обеспечению безопасности труда и выполнению норм охраны труда на предприятии;
  • проводить контрольные мероприятия на предмет соблюдения участниками рабочего процесса требований охраны труда;
  • проводить обучающие семинары и инструктажи с персоналом;
  • принимать активное участие в следственных действиях при изучении обстоятельств и причин несчастных случаев на рабочих местах;
  • при появлении на производстве случаев травматизма в составе комиссии изучать предпосылки случившегося и формировать план мероприятий по устранению потенциально опасных факторов;
  • заполнять и комплектовать набор документации, необходимой для оформления и дальнейшей выплаты страховых компенсационных выплат пострадавшим работникам;
  • разрабатывать отдельные разделы коллективного договора.

Этот специалист несет также ответственность за правильное и своевременное заполнение книг и журналов по охране труда.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...