Своя маршрутка. Как открыть бизнес на пассажирских автоперевозках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Своя маршрутка. Как открыть бизнес на пассажирских автоперевозках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

Как добавить дополнительный автобус в лицензию?

Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:

  • заявление;
  • копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.

В заявлении указываются следующие данные:

  • наименование лицензиата;
  • номер ИНН;
  • номер и дата выдачи лицензии;
  • номер автобуса (регистрационный знак);
  • способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
  • необходимость получения выписки из реестра.

Работа в такси без лицензии или разрешения

Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».

То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.

Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.

Лицензия на пассажирские перевозки — документ, позволяющий осуществлять автобусные перевозки пассажиров и иных лиц на основании договора перевозки пассажира или фрахтования транспортного средства (ТС) либо для личных нужд.

Обязательное лицензирование пассажирских перевозок ввели 1 марта 2019 г. Крайний срок получения лицензии для действующих перевозчиков — 29 июня 2019 г. C 1 марта 2019 г. новым перевозчикам запрещено приступать к выполнению заказов без лицензии.

  • Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (8 округов) — Ространснадзор.
  • Срок действия: бессрочно.
  • Территория действия: вся территория РФ.
  • Кому необходимо получение лицензии на автобус? Кому не нужна лицензия и могут продолжать работы без нее?

Без лицензии не обойтись всем, кто собирается осуществлять автобусные пассажирские перевозки для личных потребностей или в коммерческих целях.

Продолжать работать без лицензии разрешено исключительно автобусам государственных служб (скорой, пожарной, аварийно-спасательной, полиции и некоторым другим), автобусам, планирующим перемещаться исключительно по внутренней территории организации.

При этом под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров. При этом, в соответствии с Приложением №1 к техрегламенту ТС «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) под автобусом подразумевается ТС, вмещающее свыше 8 пассажиров (категория М2 — технически допустимая масса составляет до 5 т и М3 — свыше 5 т).

Получать отдельную лицензию на каждый автобус не нужно.

  • Срок оформления: 45 рабочих дней или 48 рабочих дней, если учитывать 3 дня на рассмотрение заявки.
  • Лицензиаты: юридические лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП).
  • Вид деятельности: деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Читайте также:  Новые льготы ветеранам труда в 2023 году

Включает:

  • перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки);
  • перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Как поставить микроавтобус на маршрут

Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.

Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси

Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.

Основные правовые документы, регламентирующие процедуру

  • Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
  • Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
  • Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
  • Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

Причина изменений в законодательстве

Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.

Вопрос участившихся авариях с участием автобусных транспортных средств встал на повестку дня мгновенно. М. Соколовым, занимавшим пост главы МинТранса на тот момент, было заявлено о готовящемся законодательном проекте, который включал в себя возврат процедуры получения лицензий на пассажирские перевозки.

В настоящее время, актуальные нормативные акты запрещают деятельность предпринимателям, у которых отсутствует разрешение, если оно требуется при осуществляемом виде работ.

Им нарушение грозит административным штрафом в разном размере:

  • две/две с половиной тысячи ₽ с возможной конфискацией для граждан;
  • четыре/пять тысяч ₽ с конфискацией — должностные лица;
  • сорок/пятьдесят тысяч ₽ с конфискацией — юридические лица.

Документация, время оформления, принимающий орган

Выдачу разрешений осуществляет РосТрансНадзор.

Cписок документов для получения лицензии:

  • заявительная форма с указанным видом перевозок, внутренние или международные, реквизитами юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • актуальные данные о государственной регистрации: устав, выписка из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц, заверенная нотариусом, приказ о назначении директора;
  • опись всех документов, входящих в пакет.
Читайте также:  Как провести возврат товаров от покупателя в розничной торговле БП 3.0

Также необходимо приложить копии таких материалов:

  • свидетельство о наличии в собственности, аренде, лизинге всех ТС, которые участвуют в перевозке пассажиров;
  • паспорта ТС и талоны о техосмотре;
  • свидетельство о наличии права владеть недвижимым имуществом;
  • свидетельство о наличии автомобильной стоянки, оборудования для технического обслуживания (или договор с подрядчиком на проведение данных работ);
  • трудовые контракты с работниками, копии прав водителей, справки, документы квалификации;
  • акт о проверке тахографа.

В каких случаях нужно оформление документа?

Пассажирские перевозки могут происходить по регулярным маршрутам как городского и пригородного типа, так и между городами. Получить специальное разрешение на такие перевозки нужно только если:

Количество перевозимых пассажиров составляет больше восьми человек – для автобусов, микроавтобусов. Например, для услуг такси оформляют другую лицензию.

Транспортное средство используется не для личных или организационных целей предпринимателя (предприятия). В случае если осуществляются перевозки работников организации (к месту работы или на отдых), оформлять разрешение не нужно.

Деятельность по перевозкам происходит по конкретному маршруту. Если это услуги на заказ, то лицензия также не требуется, предприниматель просто уведомляет об этом соответствующий орган Ространснадзора (по территории деятельности).

Также лицензия нужна, если перевозки осуществляются на международном уровне, то есть с выездом транспорта за пределы страны.

Требования к соискателю

Выдается лицензия юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, которые собираются осуществлять перевозки более восьми пассажиров на соответствующем для этого транспорте.

Кроме этого, должны выполняться следующие условия:

Перед началом рейсов водителей должен осматривать специалист, у которого есть соответствующее медицинское образование (высшее или среднее). Кроме образования, он должен пройти обучение по дополнительной программе – по осмотру водителей рейсовых автобусов. Такой человек может либо состоять в штате предприятия, либо быть сотрудником медицинской организации, с которой у соискателя заключен договор.

Для проведения техобслуживания транспорта должны быть специальные помещения и оборудование. В качестве альтернативы этого требования может выступать заключение договора с другой организацией на оказание таких услуг.

У предпринимателя должен быть заключен договор (трудовой или об оказании услуг) с водителями, которые соответствуют таким требованиям:

  • квалификация (водительские права категории D) и стаж работы (не менее 5 лет);
  • отсутствие медицинских противопоказаний к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров (что подтверждается справкой утвержденной формы).

Соискатель должен иметь в наличии транспортные средства, принадлежащие ему на законном основании. Это может быть и купля-продажа, и аренда, и лизинг. По своей конструкции и назначению они должны быть пригодными для перевозки людей (с приложением постановления соответствующего территориального органа). Свидетельством о регистрации ТС должны допускаться к участию в дорожном движении.

Соблюдение каждого из этих условий подкрепляется документами.

Если владелец предприятия одновременно является и водителем своего коммерческого транспортного средства, то он также должен документально подтвердить свою пригодность к этой работе.

Сколько стоит лицензия на перевозку пассажиров автобусом и сроки действия

На данный момент стоимость равна 7500 рублям (сумма госпошлины). Оплатить ее нужно перед подачей всех документов. Узнать реквизиты для оплаты можно в лицензирующих органах – либо на стендах внутри помещения, либо на интернет-сайтах.

Подтверждение оплаты – квитанция (в случае наличного расчета) или платежное поручение (расчет по безналу). Прилагать эти документы к основному пакету необязательно, информация об оплате размещается в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Дополнительные расходы могут возникнуть на оплату услуг нотариуса и в том случае, если получение лицензии на перевозку пассажиров вы доверяете юридической компании. За определенную сумму (в каждой компании ее размер отличается) она возьмет на себя все хлопоты по оформлению документов.

Лицензия на автобусные перевозки пассажиров, выдаваемая в настоящее время, действительна на протяжении неограниченного срока. Ее переоформление может потребоваться только в случае, если:

  • произошли перемены в видах осуществляемых работ;
  • изменился юридический адрес предприятия;
  • было изменено его название;
  • произошло преобразование в организационной форме– например, слияние или разделение предприятия.

Если разрешение было оформлено до 3 ноября 2011 года, то это также дополнительное основание для переоформления документа. Именно с этого дня в силу вступил новый закон о лицензировании. До этого документы выдавались на срок до пяти лет. Поэтому старые лицензии нужно переоформлять по новому образцу.

Читайте также:  Как получить региональный материнский капитал. Инфографика

Кому требуется лицензия на пассажирские перевозки

Если деятельность какой-то компании либо физического лица имеет отношение к трансферу пассажиров, причем массового типа, то для того чтобы это делать легально, необходимо получить соответствующую лицензию. Количество человек, которое физическое/юридическое лицо на постоянной основе планирует доставлять из одного пункта в другой, должно быть равным либо большим восьми.

Иначе говоря, если осуществляется перевозка семи и меньшего количества физических лиц, то она не относится к категории массовых, и, соответственно, лицензия в подобных ситуациях не требуется. Что касается вида трансфера, то данный фактор значения не имеет. Документ, предоставляющий право доставлять более восьми человек одновременно в определенные пункты, оформляется как в случае городских поездок, так пригородных и междугороднего типа.

Что касается такси, которые как раз и созданы для перевозки физических лиц, то здесь все зависит от марки и модели автомобиля. Если вместительность транспортного средства составляет более восьми мест, то лицензия обязательно нужна. Однако в большинстве случаев в службе такси зарегистрированы легковые автомобили, в которых есть всего лишь четыре места (+1 водительское). В таких ситуациях лицензия не требуется.

Кроме таксистов, оформления лицензии можно избежать еще нескольким юридическим лицам. Речь идет о тех организациях, основная деятельность которых относится к какому-то определенному типу, а перевозка физических лиц указана в качестве второстепенного занятия. К примеру, на каком-нибудь предприятии может быть служебный автобус, который в дневное время суток используется в рабочих целях, а по утрам и вечерам развозит одновременно больше двадцати сотрудников.

А если не получать лицензию?

Следует знать, что отказ Ространснадзора может быть обусловлен двумя причинами: несоответствием соискателя выдвинутым требованиям и представлением потенциальным лицензиатом заведомо ложной информации. Однако без этого документа работать запрещено: как и любое правонарушение, деятельность компании-перевозчика без лицензии (если в соответствии с нашим законодательством документ необходим) влечет за собой санкции, регламентированные статьей 14.1.2 (часть 1) КоАП РФ.

При первом зафиксированном нарушении граждане и должностные лица должны уплатить штраф в размере 50 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели – 100 тысяч рублей, юридические лица (компании) – 400 тысяч рублей. При этом в последнем случае все «незалицензированные» транспортные средства подлежат конфискации либо само предприятие лишается возможности вести основную деятельность в течение 90 дней. При «рецидиве» же мера ответственности усиливается – вплоть до уголовной.

Требования к потенциальным получателям лицензии

Для всех соискателей, которые желают серьезно заниматься перевозками и возить пассажиров в автобусах, необходимо выполнить определенные требования. Они направлены в первую очередь на то, чтобы соблюсти права пассажиров на комфортную поездку и обезопасить людей в пути. К обязательным требованиям относятся следующие:

  • Для того чтобы транспортные средства содержались в исправном техническом состоянии, перевозчику необходимо иметь свою ремонтную базу. Если такой возможности нет, то заключается договор на ремонтное обслуживание транспортных средств с посторонней организацией
  • Для работы на автобусе необходимо иметь категорию прав Д. Водители должны не только обладать водительскими удостоверениями с открытой категорией Д, но и обладать хорошим физическим здоровьем. Ведь от состояния водителя зависит жизнь и здоровье пассажиров
  • Приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 года определено, что водитель должен иметь водительское удостоверение, выданное в России, а также иметь стаж работы по категории Д не меньше года. За этот год не должно иметься никаких взысканий
  • Для осуществления перевозок необходимо прохождение медосмотра. Поэтому в штате организации должен присутствовать медик. Если такой возможности нет, то заключается договор на прохождение медосмотров со сторонней организацией. Чаще всего применяется второй метод, поскольку он менее затратный
  • Перевозчик должен обеспечить выпуск на маршрут только исправного транспорта с наличием всего необходимого оборудования


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...