Дискриминация в трудовых отношениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дискриминация в трудовых отношениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Проявление дискриминации при найме на работу выражается в том, что потенциальный работодатель рассматривает кандидата на вакансию, опираясь на информацию о принадлежности последнего к предпочтительной или дискриминируемой группе. Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что работодатель принимает решение о найме, руководствуясь не только профессиональными навыками работника, но и другими, которые лишены чёткого обоснования факторами. Среди таких факторов следующие: принадлежность к конкретной расе или национальности, ограниченная трудоспособность, гендерная принадлежность, наличие судимости, некоторые возрастные ограничения.

Дискриминация при продвижении по службе

Принятие административных решений в области управления карьерой сотрудников требует особого внимания со стороны руководства, а также объективности в соответствии с результатами аттестации работников, в том числе при выборе будущих начальников из предпочтительной группы, а не из дискриминируемой.

Пример 3

До сих пор на руководящие должности в преобладающем большинстве организаций выбирают мужчин, женщины остаются в не удел.

Подобная ситуация наблюдается в правительствах многих стран, что вызывает беспокойство у МОТ, поскольку основные государственные решения принимают в основном мужчины. Данные, предоставленные МОТ, говорят о том, что представительство женщин в национальных парламентах примерно 10%, а в некоторых странах и вовсе отсутствует, что свидетельствует о серьёзном снижении участия женщин в процессе принятия решений в политических вопросах.

Дискриминация на рабочем месте лишает людей возможности высказать свое мнение о работе. Многие люди в нашей стране являются безработными. Некоторым из них платят низкую зарплату из-за их возраста, пола или расы.

Дискриминация на рабочем месте — это частное явление. Это ограничение людей в работе по различным причинам. Пострадать может не только один человек, но и целая группа людей.

Статья 37(3) Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на труд без какой-либо дискриминации. А трудовое законодательство гласит, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо льготы.

Этот вопрос актуален в наше время, потому что есть много примеров, когда людей ограничивали или просто отказывали в их правах в сфере труда.

Предметом данного вопроса являются социальные отношения в трудовой деятельности.

Цель работы: раскрыть понятие дискриминации в трудовом законодательстве, изучить ее виды, типы и элементы.

Задачи работы: выявить влияние трудовой дискриминации на государство на примере национальных меньшинств и их регулирования. Изучить меры, принятые для ликвидации дискриминации в сфере труда, и способы борьбы с дискриминацией.

Дискриминация национальных меньшинств в сфере труда

Влияние трудовой миграции на государство

Трудовая миграция — это вид миграции, серия территориальных перемещений людей, связанных с занятостью и поиском работы. Юдина Т.Н. // Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие.

Внутренняя миграция — перемещение людей из одного региона страны в другой с целью или намерением найти новое место жительства.

Внешняя миграция — перемещение людей из одной страны в другую.

Мобильность населения — Социальная мобильность, заключающаяся в перемещении людей из одной классификационной группы в другую: социальную, профессиональную, доходную, образовательную и т.д.

После распада СССР мобильность населения в России значительно снизилась, и внутренняя миграция уступила место внешней. Общее число людей, приехавших в Россию в период с 1992 по 2000 год, оценивается в 8 миллионов человек. По состоянию на июль 2013 года более 3,5 миллиона иностранных граждан работали в России нелегально и только более 1,8 миллиона — с действующим разрешением на работу.

В настоящее время на территорию России въезжает 20 миллионов мигрантов? Федерация ежегодно принимает более 20 миллионов мигрантов. Кроме того, по оценкам экспертов, от 10 до 15 миллионов иностранных граждан уже работают на территории нашей страны. По данным Госкомстата России, число нелегальных трудовых мигрантов в 2007 году составило 3,5-3,8 миллиона человек. В 2010 году, в связи с мировым финансовым кризисом, их число оценивается в 14-19 миллионов.

В разных странах мира все чаще решается вопрос о социальных правах трудящихся-мигрантов. Миграция стала значимым фактором в жизни принимающих обществ и оказывает многогранное влияние на экономику, социальную сферу, внутриполитическую жизнь, а также международные отношения. В статье рассматриваются особенности миграционных процессов и обмена населением между Россией, с одной стороны, и Украиной, Беларусью, государствами Закавказья, Центральной Азии и Балтии — с другой.

Негативным проявлением нелегальной миграции является превращение ее в организованный криминальный бизнес, что приводит к росту «сопутствующих» преступлений: Коррупция, торговля видами на жительство, изготовление поддельных документов. Незаконные действия в сфере миграции, общие для всех стран, заключаются в следующем: Нарушение порядка въезда в страну; нарушение порядка пребывания на ее территории; нарушение транзита через страну; нарушение порядка использования иностранной рабочей силы; незаконное трудоустройство; перевозка людей через государственную границу; использование поддельных документов.

Для страны-импортера (страны назначения) миграция дает некоторые преимущества: повышение конкурентоспособности товаров страны назначения за счет снижения издержек производства вследствие использования более дешевой иностранной рабочей силы; иностранная рабочая сила приносит дополнительный спрос на товары и услуги в стране — это стимулирует рост производства и занятости; импорт квалифицированной иностранной рабочей силы экономит принимающей стране расходы на образование и подготовку квалифицированных работников; иностранная рабочая сила занята в индустрии туризма, создавая благоприятную ситуацию.

Регулирование внешней трудовой миграции

Трудовая миграция — это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую на срок более одного года, вызванное экономическими и другими социально-политическими причинами.

Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран-экспортеров рабочей силы, а также на основе межправительственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется путем принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение иммиграции или поощрение иммигрантов к возвращению на родину. Отбор нежелательных иммигрантов проводится на основе требований к квалификации, образованию и здоровью.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является формой государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и реализацию установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого законно находящегося в Российской Федерации лица на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других личных прав и свобод, а также реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции

Миграционный учет осуществляется с целью:

  • Создание необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для выполнения возложенных на них обязанностей;
  • Разработка и реализация государственной политики в сфере миграции;
  • Формирование полной, достоверной, своевременной и актуальной информации о перемещениях иностранцев, необходимой для прогнозирования последствий таких перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;
  • Планирование развития территорий Российской Федерации;
  • Кризисное управление;
  • Защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;
  • Систематизация информации об иностранных гражданах в Российской Федерации (включая их персональные данные) и о перемещениях иностранцев;
  • Решение других социально-экономических и общественно-политических задач. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» № 109-ФЗ от 18.07.2006 (с изменениями от 10.01.2014).

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане имеют в Российской Федерации те же права и обязанности, что и граждане Российской Федерации. Иностранные граждане имеют право на временное и постоянное проживание.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, не может превышать девяносто суток суммарно за любой период в сто восемьдесят суток.

Деловые качества – средство против дискриминации.

В части 2 ст. 3 ТК РФ дополнительно подчеркивается, что все перечисленные «дискриминационные» критерии являются таковыми только в одном случае – когда не связаны с деловыми качествами, то есть со способностями гражданина выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств (например, состояние здоровья, определенный уровень образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли)[6]. По сути, деловые качества – это то, что делает человека пригодным для выполнения работы с таким результатом, который необходим работодателю и соответствует специфике деятельности и особенностям профессии, должности.

Читайте также:  Лимит кассы для малых предприятий и ИП на 2023 год + образец приказа

Именно деловые качества должны учитываться при решении вопросов о заключении трудового договора, об оплате труда, о поручении производственных заданий и т. п. (Определение Московского городского суда от 06.12.2017 № 4Г-14792/2017, апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 21.02.2017 № 33-3449/2017 по делу № 2-4697/2016, ВС Республики Башкортостан от 24.10.2016 № 33-21227/2016). Все остальное, по сути, – дискриминация. Ошибка работодателей в вышеприведенных примерах и состояла в том, что «градации» премирования они не связывали с показателями работы, деловыми качествами сотрудников. Впрочем, если устанавливаются равные условия премирования для всех работников одного уровня, но учитываются показатели работы, то доводы о дискриминации суды, как правило, отклоняют (Апелляционное определение Московского городского суда от 02.04.2018 по делу № 33-13223/2018). Например, суд не принял довод о дискриминации в части установления неравного размера премий работников с одинаковой должностью, поскольку у них был разный объем работы. Такое премирование суд счел обоснованным (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 15.02.2018 по делу № 33-2993/2018).

«Градации» премирования нужно четко связывать с показателями работы, деловыми качествами работников.

При этом допустимо стимулировать и поддерживать отдельные категории работников независимо от их результатов труда, но такое стимулирование должно быть а) мотивированным; б) не допускать дискриминации внутри этой категории работников. Так, претензия суда в примере с доплатой работницам с детьми была не в том, что доплата установлена вообще, а в том, что она учитывала лишь матерей и игнорировала отцов. Не считается дискриминацией поддержка «молодых специалистов», работников-пенсионеров, сотрудников с определенным стажем работы у конкретного работодателя и т. п. Главное условие – такое выделение работников должно быть обоснованным и не образовывать «закрытую касту», то есть и другие сотрудники должны иметь возможность попасть в эту категорию (например, отработав какое-то время у работодателя, родив ребенка).

Можно выделить несколько видов дискриминации на рынке труда:

1) дискриминация при приеме на работу (либо при увольнении с работы);
2) дискриминация при оплате труда;
3) дискриминация в доступе к определенным профессиям или должностям;
4) дискриминация при продвижении по службе;
5) дискриминация при получении образования, профессиональной подготовки.

Наиболее актуальной и часто обсуждаемой в последние годы стала проблема дискриминации при приеме на работу.

Был проведен ряд опросов и исследований, который доказал, что такая проблема существует и требует разрешения.
Дошедший до России финансовый кризис и первая волна сокращений персонала во многих российских компаниях с одной стороны снизили требования кандидатов к новому месту работы и, с другой стороны, заставили компании более придирчиво подходить к подбору своих будущих служащих. Российский рынок труда во многих отраслях превратился из рынка соискателя в рынок работодателя. Соискателям при приеме на работу приходилось сталкиваться с достаточно жесткими ограничениями по тем или иным признакам (возраст, пол и т.д.).

В связи с этим темой очередного опроса, проведенного консалтинговой компанией АВЕНИР (AVENIR GROUP OF COMPANIES) среди пользователей своего сайта, стала дискриминация при устройстве на работу. Ниже приведены результаты опроса за 2008 год (рисунок 1).

Другой комментарий к статье 3 ТК РФ

§ 1. Комментируемая статья закрепляет, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Это соответствует Конституции РФ (ст. 19), где сказано, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, а также других обстоятельств.

Запрещение дискриминации в сфере труда и принудительного труда, а также равенство прав и возможностей работников являются одними из основных принципов трудового права (ст. 2 ТК).

Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.) закрепляет недопущение дискриминации в сфере труда и занятости. Выполнение указанной Декларации обязательно для государств — членов МОТ независимо от ратификации.

Свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя таким образом свои способности к труду.

§ 2. Положения ст. 3 Кодекса в полной мере соответствуют Конвенции МОТ (1958 г.) N 111 «О дискриминации в области труда и занятости». Эта Конвенция была ратифицирована нашей страной, в ней дается понятие дискриминации. Термин «дискриминация» включает:

а) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимые по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения, приводящие к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;

б) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящие к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, определяемые соответствующим Членом по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

Таким образом, все важные положения данной Конвенции нашли отражение в российском национальном законодательстве.

Законодательное запрещение дискриминации в сфере труда состоит в том, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении своих способностей к труду. Так, при заключении трудового договора, при выплате заработной платы должны учитываться только деловые качества работника.

На практике очень часто отказывают в приеме на работу гражданину в связи с отсутствием у него регистрации в местности, где он желает заключить трудовой договор, реализуя свою свободу труда. Однако отсутствие такой регистрации по месту жительства не является основанием для отказа в приеме на работу. Это гарантировано прежде всего ст. 19 Конституции РФ и комментируемой статьей.

§ 3. В ч. 3 ст. 3 ТК говорится о том, что не является дискриминацией. В предусмотренных законом случаях работодатель обязан отказаться от заключения трудового договора с лицами, не достигшими определенного возраста. Так, в соответствии со ст. 265 ТК граждане моложе восемнадцати лет не могут быть использованы на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах и работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах и др.). Кроме того, все лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения возраста восемнадцати лет ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (см. ст. 266 и комментарий к ней).

Также запрещается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Отказ в приеме на работу лицам перечисленных категорий преследует цель законодательно обеспечить охрану здоровья и труда лицам, нуждающимся в повышенной социальной и правовой защите.

Право гражданина на заключение трудового договора может быть ограничено в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда, устанавливающим в качестве меры наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (см. ст. 47 УК РФ). В некоторых случаях не допускается прием на работу лиц, которым по медицинским показаниям такая работа запрещена (например, педагогическая деятельность).

В качестве примера дополнительных требований, свойственных данному виду труда, является отказ в приеме на работу в качестве государственного гражданского служащего лица, у которого нет российского гражданства либо не достигшего установленного Федеральным законом возраста, т.е. моложе восемнадцати лет (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Правомерным будет отказ работодателя в приеме на работу инвалида в связи с тем, что численность инвалидов в данной организации превышает установленную квоту — от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

§ 4. Дискриминация в сфере труда в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи может быть обжалована в органы Федеральной инспекции труда (см. ст. 356 ТК и комментарий к ней) и (или) в суд (см. ст. 391 ТК и комментарий к ней). Следовательно, лица, считающие, что они подверглись дискриминации, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении морального вреда и компенсации морального вреда.

Если факт дискриминации привел к утрате заработка или лишению работника возможности трудиться, работодатель обязан возместить утраченный заработок, а кроме того, компенсировать причинение морального вреда (см. ст. 237 ТК и комментарий к ней).

Комментарий к ст. 3 TК РФ

1. Запрещение дискриминации в сфере труда является одним из основных принципов трудового права (ст. 2 ТК), основанным на общепризнанных нормах международного права, закрепленных, в частности, в Конвенции МОТ N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.).

Читайте также:  Что такое маркшейдерские работы?

2. О запрещении дискриминации в сфере труда свидетельствует и конституционная норма, устанавливающая равные права и свободы человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ) в реализации трудовых прав сторон трудового договора на всех этапах действия соглашения о труде.

3. Закрепляя равенство всех граждан в реализации трудовых прав, ТК устанавливает запрет на возможность ограничения в трудовых правах и свободах или получения каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Исключена возможность неравенства граждан в сфере труда в зависимости от наличия или отсутствия любых обстоятельств, поскольку перечень таких обстоятельств, указанных в ст. 3 ТК, не является исчерпывающим.

4. Установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничений прав работников возможно только в том случае, если свойственные данному виду труда требования, во-первых, установлены федеральными законами либо, во-вторых, обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (см. комментарий к разд. XII ТК).

5. Дискриминация в сфере труда может быть обжалована в судебном порядке (см. комментарий к гл. 60 ТК).

Дискриминация инвалидов

По общему правилу, запрещено отказывать в заключении трудового договора инвалиду, направленному на трудоустройство в порядке квотированных рабочих мест (ст. 13 Федерального закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Тем не менее, отметил Роман Страхов, из-за укоренившегося в обществе ошибочного представления относительно возможностей и производительности лиц с ограниченными возможностями на рынке труда все же наблюдается дискриминация в отношении них.

Негативную роль стереотипов, сложившихся у работодателей об инвалидах, подчеркнул и юрист региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Артур Ушаков. «Работодатели не знают, какую работу способен выполнять человек с той или иной инвалидностью. Иногда в компании работодателя просто нет необходимых условий даже просто для того, чтобы человек мог попасть на свое рабочее место. Поэтому компании проще заплатить штраф, чем создавать рабочее место для инвалида», – заявил он. Отметим, что штраф за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой составляет от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).

Вместе с тем Наталья Починок назвала сам принцип квотирования рабочих мест неэффективным и дискриминационным: «Получается, что человека с инвалидностью будут защищать только тогда, когда он направляется на работу в порядке реализации своего права на квотированное место».

Комментарии к статье 3 ТК РФ, судебная практика применения

В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» содержатся следующие разъяснения:

Понятие дискриминации. Дискриминация в отношении женщин, иных лиц

Под дискриминацией в сфере труда по смыслу статьи 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года N 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и статьи 3 ТК РФ следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

В связи с этим в отношении женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних не допускаются различия при приеме на работу, установлении оплаты труда, продвижении по службе, установлении или изменении индивидуальных условий труда, подготовке (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительном профессиональном образовании, расторжении трудового договора и т.д., не основанные на деловых качествах работников, характеристиках условий их труда.


В п.п. 10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержатся следующие разъяснения:

Запрет отказывать в заключении трудового договора по дискриминационным основаниям

..Запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 Кодекса); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса).

Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.

Правомерность отказа в приеме на работу в связи с деловыми качествами работника

Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.

Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).

Неправомерен отказ работодателя в заключении трудового договора по мотиву отсутствия у работника регистрации по месту жительства, пребывания

Обратить внимание судов на то, что отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (часть 1 статьи 27), Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также противоречит части второй статьи 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.

Формы и причины дискриминации

По форме дискриминации можно выделить скрытую и открытую. В силу положений Конституции РФ и Трудового кодекса, работодателю запрещено нарушать трудовые права сотрудника, в том числе в силу дискриминационных причин. Не желая быть привлеченными к административной ответственности, работодатели чаще прибегают к скрытым формам дискриминации сотрудников.

Для скрытой формы дискриминации характерны следующие признаки:

  • Разница в заработной плате для представителей определенной категории сотрудников. Оплата за одинаково выполненный объем работы может разниться в зависимости от причин, не обусловленных трудовыми и профессиональными качествами сотрудниками. Работодатель пытается скрыть разницу в оплате другими причинами – переработками, дисциплинарными взысканиями и т. д.
  • Комплексное давление на сотрудников. Неугодным работникам могут устраивать дополнительные проверки на профессиональную пригодность – собеседования, тестирования; заставлять переводиться в другие подразделения, написать заявление на увольнение по собственному желанию.
  • Вовлечение в дискриминацию иных лиц, обычно тех, которые находятся в подчинении от работодателя – начальников участков, цехов, директоров по инфраструктуре и т. д.

От дискриминации не застрахованы сотрудники с любой квалификацией. На рынке труда существуют негласные предпочтения по профессиям. В одних при трудоустройстве отдается предпочтение молодым людям определенного пола. Так, при трудоустройстве в правоохранительные органы, охрану, на рабочие специальности работодатель с большей степенью вероятности отдаст предпочтение мужчине, при равной степени квалификации. Если потребуется трудоустроить учителя начальных классов, секретаря, воспитателя, то по негласным причинам предпочтение отдается женщине.

Куда обращаться при нарушении трудового права

Отказ в трудоустройстве по причине отсутствия прописки или возраста всегда неправомерен, согласно статье 3 ТК. Так как существует запрещение дискриминации в сфере труда, нарушителей можно привлечь к ответственности согласно статье 136 ТК. Люди, уверенные, что были подвержены дискриминации, вправе идти с жалобой в прокуратуру, суд или трудовую инспекцию.

Моральный ущербЕсли кандидату на должность отказали в приеме на работу и заключении с ним трудового договора, он имеет право потребовать от работодателя сообщить ему причину отказа в трудоустройстве в письменном виде. Согласно статье 237 ТК РФ, если работодатель не предоставляет указание на причину отказа, то на него могут быть возложены обязанности по компенсации морального ущерба.

Читайте также:  Дополнительный неоплачиваемый отпуск ветеранам труда в 2023 году

Допускается одновременно написать два заявления:

  • в трудовую инспекцию;
  • в суд.

Оформить документ можно в свободной форме, главное правильно описать суть. Стоит понимать, что придется привести веские доказательства. Ими могут выступать диктофонные записи, свидетельские показания либо письменный отказ. Дополнительно с помощью суда можно взыскать компенсацию морального ущерба. Сказать что – то конкретное о суммах сложно. Подобные дела редко практикуются в нашей стране.

Статья 3 ТК действует на все предприятия и ИП. Не имеет значения их организационно – правовая форма. Человек, официально трудоустроенный или только устраивавшийся на работу, имеет право на защиту.

Анна Зуева, руководитель Пермской региональной общественной организации «Территория семьи»

— Матери-одиночки экономически менее защищены, чем имеющие супруга: это следствие неурегулированности проблемы получения алиментов. Такие женщины очень долго терпят дискриминацию на работе или нарушение их трудовых прав. Это происходит потому, что они больше матерей из полной семьи боятся остаться без дохода, поскольку это негативно скажется на их детях. Мы никогда не будем наблюдать шквала обращений от матерей-одиночек ни в общественные организации, ни в госорганы, потому что для них пойти на конфликт с работодателем означает рисковать доходом, который обеспечивает всю семью. Помочь могли бы законодательные меры поддержки именно матерей-одиночек, но их нет.

Ещё одна проблема, свойственная именно этой категории женщин, — сложности с переобучением, необходимым для поиска работы. Нередко они не могут найти на это время, потому что им не с кем оставить детей. Есть и случаи, когда они бросают первое высшее образование, потому что физически не могут его закончить. Эти проблемы не раз обсуждались на самых разных уровнях, обсуждались варианты организации детских садов при кампусах университетов, мини-групп у работодателей и другие варианты, однако пока они не реализованы.

При этом в качестве работников женщины-одиночки ни в чём не уступают ни другим женщинам, ни мужчинам. Скорее, даже наоборот, они более усердны, поскольку сильнее других мотивированы на сохранение рабочего места и обеспечение семьи.

Понятие дискриминации в трудовых отношениях

В настоящее время дискриминация — одно из самых распространенных нарушений прав человека, которое встречается почти во всех сферах жизнедеятельности общества. В широком смысле, дискриминация (от. лат. discrimination — различие) — это лишение или ограничение прав человека по какому-либо признаку/мотиву. В правовой литературе выделяют различные виды дискриминации в зависимости от сферы, в которой она встречается.

В этой статье нас интересует лишь дискриминация в сфере трудовых отношений. Рассмотрим подробнее данное понятие.

Проблема дискриминации в трудовых отношениях имеет мировые масштабы и встречается во всех государствах. В свете этого особое значение приобретает ее регламентация международными нормативно-правовыми актами. Напомним, что ст. 17 Конституции Российской Федерации признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в которых провозглашено и право человека на труд .

Так, обратившись к Всеобщей декларации прав человека, нужно обратить внимание, что в ней само понятие «дискриминации» не дано, однако в ст. 7 содержится положение о том, что: «Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации» .

С появлением Международной организации труда — специализированного учреждения, занимающегося вопросами регулирования трудовых отношений, было сформулировано и понятие «дискриминация». В ст. 1 Конвенции «Относительно дискриминации в области труда и занятий» закреплено, что термин «дискриминация» включает:

a) всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;

b) всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как они могут быть определены заинтересованным членом организации по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

Также всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией .

Помимо этого, Международная организация труда провозгласила принципы, касающиеся основополагающих прав в трудовой сфере, среди которых был и принцип недопущения дискриминации в области труда и занятий . Следует отметить, что термины «труд» и «занятия» включают доступ к профессиональному обучению, доступ к труду и к различным занятиям, а также условия труда.

Исследуя российское законодательство, в первую очередь следует отметить, что в Конституции Российской Федерации закреплены правовые основы недопущения дискриминации, в том числе и трудовой. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Часть 3 ст. 19 Конституции гарантирует, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. При этом ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации провозглашает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. При этом никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника .

Разъяснения относительно понятия «деловые качества работника» были произведены в постановлении пленума Верховного суда РФ «О применении судами РФ Трудового кодекса Российской Федерации». Под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли) .

Следует отметить, что в Трудовом кодексе Российской Федерации не сформулировано четкое понятие «трудовая дискриминация», что дает дополнительную возможность недобросовестным работодателям толковать нормы выгодным для себя образом. Единое толкование данного термина было дано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних». Под дискриминацией в сфере труда следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите .

Таким образом, исследовав международное и российское законодательство, следует отметить, что лишь недавно в Российской Федерации посредством судебной практики было закреплено понятие дискриминации в сфере труда.

Согласно ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом, запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Помимо этого, работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Наиболее распространенные дискриминирующие обстоятельства в данном случае являются:

Низкий оклад работника на время испытательного срока;

Варьирование уровня оплаты труда в зависимости от заключения срочного/бессрочного трудового договора;

Системы оплаты труда с персональными надбавками, которые при этом ещё и составляют значительную часть заработной платы сотрудника. Важно отметить также, что критерии, по которым назначается данная надбавка, как правило, редко достижимы. Также при наличии личной неприязни к сотруднику работодатель всегда может трактовать данные критерии не в его пользу;

Увеличение заработной платы всем работникам, кроме тех, кто подлежал увольнению в связи с сокращением численности или штата.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...