Выезд на встречку — штраф или лишение с 1 января 2020?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выезд на встречку — штраф или лишение с 1 января 2020?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для начала разберемся, что понимается под полосой встречного движения. Это часть проезжей части, используемая для перемещения транспортных средств (далее — ТС) в направлении противоположном тому, в котором передним ходом движутся иные ТС.

Когда грозит штраф, а когда лишение прав

Исходя из имеющейся на сегодняшний день судебной практики, можно утверждать, что при нарушении статьи 8.6 ПДД в ряде случаев удается обойтись штрафом (если нарушение квалифицируют п. 2 ст. 12.16 КоАП РФ):

Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

В случаях нарушения разметки или дорожных знаков, несоблюдения правил обгона, если нарушение было зафиксировано камерой — водителю грозит только штраф. Если же оно зафиксировано сотрудником ГИБДД — грозит также лишение прав до 6 месяцев.

Какое наказание при выезде на встречную полосу движения за нарушение первый раз и повторный?

Чтобы уточнить, какое взыскание будет применено к водителю, покинувшему свою полосу движения и совершившему маневр по встречной, обратимся к КоАП ст. 12.15. В ней рассмотрены ситуации, являющиеся нарушением, и меры наказания.

Нарушение Наказание Исключение
Объезд препятствия с заездом на полосу встречного движения.

Препятствием признается объект, неподвижно стоящий на дороге и мешающий передвижению по своей стороне. Так же препятствием можно считать дефект дорожного полотна, который создает опасность движения.

1 000 — 1 500 рублей Объезд места аварии или сломавшегося в дороге автомобиля, стоящего на проезжей части, при организованном одностороннем движении. При этом не должна создаваться угроза аварийной ситуации для других участников.
Заезд на сплошную дорожную разметку любым способом. Неважно одним колесом или двумя. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. В случае объезда места аварии при организованном одностороннем движении.
Маневр на нерегулируемом перекрестке (разворот, обгон) по второстепенной дороге. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. Обгон или разворот совершен на перекрестке автомобилем, двигавшемся по главной дороге. При этом не нарушаются требования дорожной разметки и не созданы помехи другим.
При обгоне по встречной полосе и возврате на свою при сплошной разметке. 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев.

Чем вызваны новые штрафы ГИБДД с 2022 года?

Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.

У нас другой взгляд на вещи – российские водители охотно нарушают правила, если их соблюдение требует «наступить на горло собственной песне». Особенно, когда поблизости не наблюдается сотрудника ГИБДД.

Между тем ДТП в России случается много и часто. Страдают и гибнут люди, в том числе и «правые», и «виноватые». О материальных потерях и говорить нечего. Да и корректное взаимовежливое поведение водителей на дороге пока еще является редкостью.

Какие штрафы предусмотрены за пересечение сплошной

Штраф за пересечение сплошной линии разметки в 2023 году зависит от обстоятельств нарушения. Так, наказание за выезд на встречную полосу через сплошную назначается по одной статье КоАП РФ, а поворот или разворот – по другой. Если пересекать сплошную линию на обочине для остановки, то это не будет считаться нарушением, а если при маневрировании, то будет.

Для удобства читателей мы свели возможные варианты этих обстоятельств в таблицу.

Нарушение

Статья КоАП РФ и наказание

Выезд на встречную полосу через сплошную для объезда препятствия (внимание: пробка или остановившееся по правилам ТС не являются препятствиями!)

ч. 3 ст. 12.15, штраф от 1 000 до 1 500 руб

Движение по встречной полосе при пересечении сплошной, а также попытка завершить обгон через сплошную (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 12.15)

ч. 4 ст. 12.15, лишение прав от 4 до 6 мес либо штраф 5 000 руб

Повторное нарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15

ч. 5 ст. 12.15, лишение прав на 1 год либо штраф 5 000 руб за выезд на встречную полосу с камеры

Поворот налево или разворот через две сплошные

ч. 2 ст. 12.16, штраф от 1 000 до 1 500 руб

Остановка или стоянка при пересечении жёлтой сплошной

ч. 4 и 5 ст. 12.16, штраф 1 500 руб, в Москве и Санкт-Петербурге – 3 000 руб

Прочие нарушения, связанные с пересечением сплошной линии

ч. 1 ст. 12.16, штраф 500 руб

Читайте также:  Как поменять права в 2023 году

Автотехническая экспертиза

Такую экспертизу могут назначить в рамках административного расследования, когда нужно установить обстоятельства происшествия. И вы вправе ходатайствовать перед инспектором о проведении автотехнической экспертизы.

Однако эксперты не определяют виновность в ДТП. У них совсем иные задачи – ответить на поставленные вопросы с учётом исследования места происшествия по фото, видео и другим документам.

И здесь мы имеем два важных вопроса:

  • имел ли возможность водитель предотвратить столкновение, не выезжая на встречную полосу движения (то есть остановиться – как-то предписывает пункт 10.1 ПДД),
  • были ли бы последствия столкновения с машиной тяжелее, чем последствия от выезда на встречку.

Тем не менее, даже с учётом заключения экспертов суд может всё равно клонить в сторону соблюдения п. 10.1 Правил. Поэтому отвертеться от ответственности в таких делах в 2023 году достаточно тяжело. Но шансы есть!

Как правильно защищаться

Прежде чем давать объяснения сотруднику ДПС, нужно выяснить, как им зафиксирован проступок. Если есть видео-, фотоматериалы следует попросить ознакомиться с ними.

Когда нарушение будет четко зафиксировано, даже не на спец.оборудование, то шансов отпираться мало.

Но при документировании по принципу «сам видел», следует стоять на своем конца. Не признавать вины и требовать, чтобы доказательства были весомее, чем «глаз» сотрудника ДПС, свидетельские показания и пр.

Часто водители совершают ошибку, допуская маневры на разметке, которая слабо видна из-за погодных условий, давности нанесения, думая, что это их железное оправдание. Но при этом не собирают доказательств, то есть не производят фото-, видеосъемку, не просят работника госавтоинспекции указать об этом в протоколе. А когда они начинают говорить об этом в суде, то такие слова воспринимаются, как голословная попытка уклонится от ответственности.

Могут ли заменить изъятие на штраф?

Сохранить водительское удостоверение автолюбитель может только в тех ситуациях, когда переезд сплошной линии автодорожного полотна был оправдан согласно правилам дорожного движения и законодательным нормам. В противном случае предполагается лишение или штраф за встречку.

Выезд на встречку с пересечением сплошной или пунктирной разделительной линии, а также при ее отсутствии, разрешено лишь в некоторых ситуациях. Только при этих обстоятельствах можно избежать правомерного наказания, предусмотренного законодательством.

Подобные обстоятельства чаще всего приводят к взысканию денежных средств, размеры которого назначаются в ходе судебного разбирательства и после изучения постановления об административном правонарушении.

Штраф может быть назначен также в тех случаях, когда правонарушение, предусматривающее лишение прав за выезд на встречку, было зафиксировано дорожной камерой фото- или видеофиксации, а не сотрудником автоинспекции. Согласно законодательным нормам, такие доказательства не могут привести к изъятию ВУ.

Согласно ст.2.7 КоАП Российской Федерации, лишение водительских прав за встречку не предусматривается в следующих случаях:

  • крайняя необходимость на совершение маневра, предполагающего пересечение сплошной линии;
  • фиксация нарушения с помощью дорожной фото- или видеокамеры;
  • наезд на разделительную линию, а не ее переезд;
  • объезд препятствия (пробка таковым не является).

Пересечение сплошной разметки может быть допущено в подобных ситуациях:

  1. Узкая дорога. Перемещение по дорожному полотну без разметки с необходимостью повернуть налево.
  2. Участок дороги без разметки. Отсутствие знаков, разрешающих левый поворот. Наличие знаков, запрещающих обгон.
  3. Дорожный участок с тремя полосами. Разделительная линия присутствует, но нет предпосылок для запрета обгона по средней полосе. Пересечение разметки разрешается для поворота налево.
  4. Объезд препятствий. Пересечение сплошной линии и выезд на встречку для объезда препятствия предусматривает взыскание в размере 1000-1500 р. Однако в таких случаях судьей может быть вынесено решение о полной невиновности и снятие штрафных санкций.
  5. Выезд за линию одним колесом. Важно понимать, что такое нарушение будет сложно доказать или опровергнуть. Впрочем, как и наезд на сплошную разметку без пересечения любым из колес.

Если по какой-либо причине впереди идущее транспортное средство неожиданно остановилось и заглохло, при этом не выехав на обочину, то водитель, следующий за ним, будет вынужден совершить объезд. В таких обстоятельствах маневр с пересечением сплошной разметки или движение по трамвайным путям с целью опережения будет оправдан, поэтому не приведет к лишению за встречку.

Читайте также:  Контроль за выполнением коллективного договора и соглашения

Это же относится к ситуациям, когда на дороге происходит авария, и участники ДТП перекрывают дорожное полотно. В подобных обстоятельствах предусматривается объезд препятствия каждым из автолюбителей, проезжающих мимо.

Когда нельзя выезжать на встречную полосу движения?

Чтобы избежать лишения прав за «встречку», каждый владелец автомобиля должен разбираться в том, когда можно и нельзя выезжать на полосу встречного движения. Только в некоторых ситуациях запрещается данный маневр на основании требований ПДД. Если выявляется такое нарушение, то за это приходится автовладельцу нести действительно суровое наказание. Оно представлено не только крупным штрафом, но и лишением водительского удостоверения. К таким нарушениям относятся:

  • во время поворота машина оказывается на полосе встречного движения;
  • если на дороге в одну сторону имеется больше одной полосы, то для обгона запрещается выезжать на встречную полосу;
  • выезд на трамвайные пути встречного направления;
  • обгон автомобилей, стоящих перед переездом;
  • запрещается обгон на мостах, в тоннелях, на путепроводах или эстакадах;
  • не разрешается выезд на встречную полосу движения соответствующей разметкой или дорожными знаками.

Если будут водителем нарушаться вышеуказанные правила, то это приведет к негативным последствиям для непосредственного автовладельца. Статистика показывает, что в 2018 году часто к водителям применяется жесткая мера наказания, представленная лишением прав за «встречку».

Как вести себя после остановки машины автоинспектором?

Именно автоинспектор принимает решение о том, будет ли применяться за «встречку» лишение прав или штраф. Поэтому от поведения водителя зависит, какое решение будет принято сотрудником ГИБДД. Чтобы смягчить наказание, рекомендуется учитывать некоторые советы:

  • общаться с автоинспектором нужно спокойно и уверенно;
  • первоначально надо объяснить причины, по которым водитель вынужден был выехать на полосу встречного движения, например, если на дороге имелось препятствие или возникла другая непредвиденная ситуация;
  • если же автоинспектор настаивает на лишении прав, то важно детально изучить составленный им протокол, чтобы убедиться в правильности его составления и актуальности представленной информации;
  • если имеются какие-либо претензии к автоинспектору, то они непременно фиксируются в протоколе;
  • дополнительно водителем делается видеосъемка и фотографии местности, где было выявлено нарушение, так как это может привести к положительному результату для гражданина;
  • при необходимости нужно найти свидетелей, которые могут подтвердить, что выезд на встречную полосу был вынужденной необходимостью со стороны автовладельца.

За счет грамотного общения с автоинспектором можно избежать лишения за «встречку» водительского удостоверения.

Когда выезд на встречку возможен

Рассматривая этот вопрос, следует в первую очередь определиться с таким понятием, как «выезд на встречку». Распространено ошибочное мнение, что это понятие включает в себя любое следование транспорта, пересекающее встречную полосу.

Все движения по встречке законодательно разделены на два различных маневра:

  • когда транспорт выезжает на встречную полосу,
  • когда ТС пересекает ее.

Первый маневр обычно имеет кратковременный характер. То есть водитель выезжает на полосу ненадолго, чтобы затем обратно занять исходную позицию на своей полосе.

К разновидности такого выезда следует относить осуществление обгона транспорта. Это движение вынужденного характера на дороге с двухсторонним движением, продиктованное необходимостью обогнать ТС с более низкой скоростью для установления необходимого скоростного режима.

Второй – заключается в сквозном маневре, т. е. транспорт пересекает полосу встречного движения перпендикулярно. Цель этого движения – покинуть занимаемую полосу движения полностью или остановить движение ТС.

Что имеется ввиду:

  • поворот влево,
  • разворот транспорта,
  • пересечение с целью парковки по левой стороне от дороги,
  • осуществление движения на транспорте назад.

Обратите внимание! Попадая в обстановку, когда ваши действия нужно квалифицировать, не путайтесь в терминологии. Правильная квалификация, соответствующая создавшейся ситуации на дороге, имеет первостепенную важность. Согласитесь, разница между назначенным штрафом при одной квалификации и лишением прав при другой колоссальная.

А когда езда по встречной полосе полностью запрещена?

А рассмотрим подробно те случаи, когда любой выезд или обгон по встречной полосе запрещается.

Ситуация №1. Дорога четырехполосная

Здесь все легко. В независимости от того, имеет дорога разметку или же не имеет, есть на ней знаки или нет, выезжать водителю на встречку на дороге с четырьмя полосами, а также более, не разрешается!

Это прописано в п.9.2. ПДД.

Таким образом, на дороге четырехполосной на встречную полосу выезжать можно только в случае, если водитель осуществляет разворот либо поворот налево, которые не запрещаются другими дополнительными знаками или же дорожной разметкой.

Обгон либо движение по встречной в любом случае запрещаются ПДД.

Ситуация №2. Запрещающая разметка

Эта та ситуация, когда на дороге имеется разметка, которая запрещает водителю выезд на встречную полосу. Не имеет значение в таком случае число полос, всегда выезд непосредственно на встречную полосу запрещен, так же не имеет значения и вид дорожной разметки.

Читайте также:  Налог на доходы физических лиц (НДФЛ, подоходный налог)

Ситуация №3. Наличие знака «Обгон запрещен»

Не имеет значение в этой ситуации количество полос, не имеет значение и разметка. Однако, особенностью в этом случае является то, что когда дорога имеет 2 полосы, то разрешается выполнять разворот или же поворот налево. Если говорить об обгоне, то он запрещается, и за выезд на встречку водитель может понести очень существенное наказание, но мы это обсудим немного позже.

На встречке и с правами

Документом предлагается убрать из Кодекса об административных правонарушениях лишение права управления транспортными средствами за не связанный с объездом препятствия выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, а также за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Разработчики законопроекта предлагают оставить за такое нарушение безальтернативное наказание в виде денежного штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Согласно действующему законодательству, выезд на встречную полосу влечет наложение административного штрафа либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Повторный выезд на встречку карается уже лишением прав на год.

При этом сотрудники ГИБДД, как правило, за встречку предпочитают отправлять материалы в суд. Отделаться денежным штрафом за подобное нарушение получается очень редко. Более того, некоторые бойкие инспекторы устраивают засады в тех местах, где водители часто ошибаются, не увидев малозаметный знак, и выезжают на одностороннюю дорогу против потока.

Нередко сотрудники дорожной полиции устраивают облавы и на перекрестках, где водители при повороте налево или развороте цепляют левыми колесами своих машин сплошную осевую разметку.

А вот если речь идет о фиксации нарушения видеокамерой, то однозначно будет выписан штраф в 5 тысяч рублей. Поскольку согласно КоАП автофиксация не может быть причиной для лишения прав. Причем даже при многократном нарушении.

«Необходимость смягчения санкций обусловлена тем, что на практике подобные деяния не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности, — говорится в пояснительной записке. — При этом могут быть наказаны лишением прав как водители, совершившие правонарушение впервые, не создав аварийной ситуации и нарушив требования дорожной разметки в местах, где встречное движение крайне редко либо отсутствует вовсе, так и водители, неоднократно совершавшие подобное деяние на дорогах с интенсивным движением, подвергая опасности жизни и здоровье других участников движения».

Иными словами, депутаты предлагают не грести всех под одну гребенку. А отличать лихачей, любящих погонять по встречке, и разок отвлекшегося водителя.

Параллельно депутаты предлагают пересмотреть подходы к лишению прав за повторный выезд на полосу встречного движения. В настоящее время за это предусматривается единственное наказание — лишение водительских прав сроком на один год.

Авторы законопроекта считают, что судам нужно дать большую гибкость при выборе величины наказания. И вместо безальтернативной формулировки «год лишения» установить «вилку» наказаний — от двух месяцев до года «пешком».

В каком случае наказания не будет

Если при остановке инспектор ГАИ пытается вменить водителю, что тот нарушил п. 9 настоящих правил, то в первую очередь обвиняемой стороне нужно ознакомиться с предъявленными аргументами полицейского. Ведь в ПДД четко прописаны случаи, когда пересечение сплошной линии разметки считается вполне законным. И если совершенный маневр к ним относится, то выписать штраф гаишник не сможет.

Далее автомобилисту необходимо попросить сотрудника ГИБДД предоставить ему видео- или фотофиксацию правонарушения, так как без доказательной базы возбудить административное дело ДПСник не имеет права. И только при наличии реальных оснований для составления протокола виновнику ничего не останется, кроме как сослаться на следующие возможные обстоятельства:

  • Разметка на дороге была частично стерта или не отвечала установленному ГОСТу;
  • Знак 3.20 размещен на неправильной высоте от асфальтированного покрытия, или его невозможно считать из-за веток, грязи или технического состояния самого указателя;
  • Впереди идущее транспортное средство двигалось со скоростью, менее 30 км/час, а потому его обгон, согласно ПДД, не запрещался;
  • Пересечение сплошной линии произошло не по вине водителя, а ввиду внезапного появления препятствия по ходу автомобиля.

Статья 18.11. Нарушение правил эксплуатации транспортного средства

1. Управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с не горящими фарами и (или) задними габаритными огнями (в темное время суток и (или) в условиях недостаточной видимости)

Административная ответственность за нарушение
37–111 руб. от 1 до 3 б.в

Статья 18.12. Превышение скорости движения

1. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час

Административная ответственность за нарушение
до 37 руб. до 1 б.в.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...