Гарантии при заключении трудового договора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гарантии при заключении трудового договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Положения статьи 64 ГК РФ указывают на то, что при формировании трудового соглашения должны приниматься во внимание только качества личного характера. Когда происходит ситуация, что руководство фирмы принимает решение отказать в принятии на работу – обосновать свою позицию потребуется в письменной форме.

Чем грозит несоблюдение закона?

Если работодатель не соблюдает предписания ст. 64 ТК РФ, то ему грозят следующие виды ответственности:

  1. Административная. За данный вид нарушения полагается штраф в размере 5–50 МРОТ. Если это повторное привлечение, то руководитель дисквалифицируется на 1-3 года.
  2. Материальная. В данном случае руководитель обязан выплатить пострадавшей стороне материальный ущерб.
  3. Дисциплинарная. Здесь руководителю могут предъявить дисциплинарное взыскание, замечание, выговор или увольнение.
  4. Уголовная. При несоблюдении ст. 64 ТК руководитель организации может поплатиться денежными средствами в размере 200-500 МРОТ или исправительными работами 120-180 часов. При очень серьезных нарушениях, влекущих за собой смерть сотрудника, руководитель может получить до пяти лет лишения свободы.

Какие гарантии существуют при приеме на работу

Независимо от порядка трудоустройства, всякому желающему работать будет полезна следующая шпаргалка по гарантиям при приеме на работу. В соответствии с абз. 1 ст. 64 ТК РФ, администрация предприятия не вправе беспричинно отказать гражданину в приеме на работу. Это правило разъясняется в абз. 2 той же статьи, из которой следует, что отказать кандидату в приеме компания может только в том случае, если его деловые качества не соответствуют вакантной должности. Под деловыми качествами следует понимать специальность, квалификацию и личные особенности, необходимые для выполнения того или иного функционала.

Отклонить кандидатуру можно еще и потому, что соискатель не соответствует требованиям, которые законодатель предъявляет к претендентам на такую должность. Но это все должно быть подкреплено аргументами, необоснованно отказать в трудоустройстве администрация права не имеет. Гражданин вправе требовать реализации гарантии при приеме на работу, обоснование отказа в приеме, в том числе в письменной форме и, в случае несогласия, обжаловать отказ в суде.

Гарантии и компенсации работникам в служебной командировке

При направлении работника в командировку ему гарантируется:

  • сохранение места работы – работодатель не уволит в этот период работника по своей инициативе (кроме ликвидации предприятия), не переведет на другую должность;
  • зарплата на протяжении всей командировки, учитывая время нахождения в дороге, сохраняется. Кроме этого, оплата труда на усмотрение работника может быть переслана ему за счет организации, командировавшей его;
  • возмещение расходов – работодатель оплачивает проезд, проживание, иные расходы (по согласованию). Выплачиваются суточные, а работник представляет финансовые документы в подтверждение.

Совмещение учебы и работы

Профессиональное развитие – весьма важный аспект как для самого гражданина, так и для его работодателя. При этом законодатель четко гарантировал лицам, совмещающим учебу и работу, проходить обучение с сохранением (либо без сохранения, если сверх нормы отведенного времени) заработной платы. В этом случае гражданину полагается:

  • оплачиваемый отпуск установленной продолжительности. Предоставляется сверх основного положенного периода отдыха;
  • возможность получения компенсации за проезд;
  • сохранения рабочего места, должности, уровня вознаграждения за весь период учебы.

Нарушение со стороны работодателя обязательств в предоставлении гарантий, может повлечь за собой возникновение трудового спора, который может продолжиться в суде.

  • В суде г. Ижевска, состоялось слушание по заявлению гражданина Степанова А.П., считающего, что его права были нарушены работодателем, в части оплаты выполненных им обязанностей, не имеющих отношения к перечисленным функциям в трудовом договоре. Заявитель по просьбе работодателя работал дополнительно по 1 рабочему часу каждый день, выполняя обязанности другой должности. В подобных условиях работал еще один сотрудник. В первые три месяца работодатель производил доплату сотрудникам. Однако Степанов по истечении этого периода обратился к работодателю с просьбой закрепить выполнение обязанностей в качестве совместителя. Реакции на просьбу не последовало. Степанов отказался выполнять дополнительные обязанности, после чего были сокращены объемы его постоянной работы и работодатель инициировал перевод сотрудника на другой рабочий график, в то время как второй сотрудник продолжал работать без оформления дополнительных соглашений и получал доплату. По решению суда был признан факт дискриминации работника в правах на равные условия труда.

Но суд может встать и на защиту интересов работодателя.

  • Гражданин Петров И.С. указал наличие дискриминации при трудоустройстве в связи с полученным отказом в приеме на работу. Однако работодателем были представлены доказательства того, что вакантных должностей, на которые мог претендовать Петров, на момент его обращения не было открыто. В связи с этим иск был отклонен.

Возмещение расходов при переезде на работу в другую местность

В соответствии со ст.169 ТК РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику:

расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

расходы по обустройству на новом месте жительства.

Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

До принятия Правительством Российской Федерации соответствующего нормативно — правового акта, в силу положений ст.423 ТК РФ на практике могут применяться положения Постановления Совмина СССР от 15 июля 1981 г. N 677 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность».

Обеспечение работников молоком, лечебно — профилактическим и прочим питанием

В соответствии со ст.222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно — профилактическое питание.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно — профилактического питания согласно ст.222 ТК РФ утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

До утверждения такого порядка согласно ст.423 ТК РФ должны применяться нормы ранее принятых нормативно — правовых актов.

В каждом конкретном случае вопросы соблюдения требований действующего законодательства об обеспечении работников молоком или лечебно — профилактическим питанием решаются при заключении коллективных договоров на основании соответствующих перечней работ и профессий, работа по которым влечет за собой необходимость обеспечения работников продуктами питания.

Читайте также:  Пенсионерам СПБ в 2023 гльготы при проезде на электричках

Порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1987 г. N 731/П-13. Соответственно, при заключении коллективного договора между администрацией организации и трудовым коллективом или трудового договора между работодателем и работником предусматриваемые в них нормы обеспечения должны быть не меньше предусмотренных в Постановлении N 731/П-13.

Организации самостоятельно решают все вопросы, связанные с бесплатной выдачей работникам молока или других равноценных пищевых продуктов, на основе перечня химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или равноценных пищевых продуктов.

Перечень таких веществ утвержден Министерством здравоохранения СССР 4 ноября 1987 г. N 4430-87 (является Приложением к Постановлению N 731/П-13).

Молоко выдается работникам по 0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности, но только в дни фактического выполнения работ, связанных с производством или применением химических веществ.

Молоко в таких же количествах выдается и в тех случаях, когда не представляется возможным техническими средствами довести состояние воздушной среды в рабочих зонах до уровня предельно допустимых концентраций химических веществ, что подтверждается специальными инструментальными замерами.

Молоко или другие равноценные пищевые продукты выдаются также работникам, занятым на работах с применением радиоактивных веществ в открытом виде (радионуклидный источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радиоактивных веществ в окружающую среду), используемых по первому или второму классу работ, которые определяются в соответствии с требованиями к обеспечению радиационной безопасности НРБ-76/87.

Выдача и употребление молока должны осуществляться в буфетах, столовых или в специально оборудованных в соответствии с санитарно — гигиеническими требованиями помещениях.

Не допускается:

оплата молока деньгами;

замена молоками другими товарами и продуктами (кроме равноценных — кефира и т.п.);

выдача молока за одну или несколько смен вперед;

выдача молока за прошедшие смены;

отпуск молока на дом.

Не выдается молоко тем категориям работников, которым действующим законодательством предусмотрена выдача лечебно — профилактического питания.

Замена молока может производиться только следующими продуктами животного происхождения: кисломолочные продукты (кефир, простокваша и др.) — 500 г; творог — 100 г; сыр 24-процентной жирности — 60 г; молоко сухое цельное — 55 г; молоко сгущенное стерилизованное без сахара — 200 г; мясо — говядина 2-й категории (сырое) — 70 г; рыба нежирных сортов (сырая) — 90 г; яйцо куриное — 2 шт.

Перечень работ и профессий, дающих право на бесплатное получение молока или равноценных пищевых продуктов в связи с вредными условиями труда, утверждается руководителем организации по согласованию с выборным профсоюзным органом. Такой перечень прикладывается в качестве отдельного приложения к коллективному договору.

Работникам, контактирующим с неорганическими соединениями свинца, дополнительно к молоку (рекомендуются кисломолочные продукты) выдается 2 грамма пектина в виде обогащенных им консервированных растительных пищевых продуктов, фруктовых соков, напитков. Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми соками с мякотью в количестве 250 — 300 г.

Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 января 1977 г. N 4/П-1 утверждены Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно — профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, а также Рационы лечебно — профилактического питания и нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правила бесплатной выдачи лечебно — профилактического питания.

Лечебно — профилактическое питание выдается в целях укрепления здоровья работников и предупреждения профессиональных заболеваний, и только тем работникам, для которых выдача этого питания предусмотрена Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно — профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда. При этом правом на получение лечебно — профилактического питания пользуются рабочие, инженерно — технические работники и служащие, профессии и должности которых предусмотрены в соответствующих производствах указанного Перечня, независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства находятся эти производства.

Лечебно — профилактическое питание выдается работникам в дни фактического выполнения ими работы в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных в Перечне, а также в дни болезни с временной утратой трудоспособности, если заболевание по своему характеру является профессиональным и заболевший не госпитализирован.

Список работников, занятых на работах с особо вредными условиями труда и имеющих право на получение лечебно — профилактического питания, утверждается руководителем организации по согласованию с профсоюзным комитетом и прикладывается отдельным приложением к коллективному договору.

Выдача лечебно — профилактического питания производится в виде горячих завтраков перед началом работы. В отдельных случаях допускается по согласованию с медико — санитарной частью предприятия, а при ее отсутствии — с местной санитарно — эпидемиологической станцией выдача этих завтраков в обеденный перерыв.

В соответствии с п.6 Правил бесплатной выдачи лечебно — профилактического питания лечебно — профилактическое питание не выдается:

а) в нерабочие дни;

б) в дни отпуска;

в) в дни служебных командировок;

г) в дни учебы с отрывом от производства;

д) в дни выполнения работ на других участках, где лечебно — профилактическое питание не установлено;

е) в дни выполнения государственных и общественных обязанностей;

ж) в период временной нетрудоспособности при общих заболеваниях;

з) в дни пребывания в больнице или санатории на лечении, а также в период пребывания в профилактории.

Гарантии при подписании договора

Некоторые данные В России чаще всего попадают под дискриминацию молодые специалисты, не имеющие опыта работы и люди предпенсионного возраста. Также очень часто страдают девушки, которые недавно стали мамами или планируют в ближайшем будущем обзаводиться детьми.

Трудовые договора могут иметь разный срок действия. В зависимости от этого критерия они делятся на 2 группы:

  1. Подписываемые сторонами на неопределенный период.
  2. Срочные (определяется период их действия).

Срочный трудовой договор может быть заключен в следующих ситуациях (законодатель дает исчерпывающий список случаев):

  • Сезонные работы;
  • Деятельность, не являющаяся специализацией компании;
  • Замещение отсутствующего сотрудника (например, при его пребывании в отпуске);
  • Деятельность по совместительству;
  • Прием студента, обучающегося по очной форме;
  • Трудоустройство руководителей (их замов).

Во всех остальных случаях подписывается трудовой договор на неопределенный срок. Если работодатель предлагает заключить срочный договор без основания, то это нарушает права работника. Обусловлено это упрощенной процедурой увольнения и лишением сотрудника социальной помощи.

Понятие гарантий и трудовых прав работника

Согласно Трудовому кодексу РФ гарантиями являются средства, способы и условия, при помощи которых обеспечивается осуществление представленных работникам прав в сфере социально-трудовых отношений. Целью применения гарантий, установленных законодательством, является осуществление имеющихся у работников прав. Исходя из этого можно сказать, что гарантии выполняют обеспечительную функцию по отношению к правам работников.

В трудовом законодательстве гарантии и компенсации делят на: общие и специальные.

К общим относятся гарантии:

  • при приеме на работу;
  • при переводе на другую работу;
  • при оплате труда;
  • при расторжении трудового договора и др.

Помимо общих гарантий, как уже говорилось выше, работникам предоставляются специальные гарантии в случаях:

  • направления в служебную командировку;
  • переезда на работу в другую местность;
  • исполнения общественных или государственных обязанностей;
  • совмещения обучения с работой;
  • прекращения работы не по вине работника;
  • прекращения работы по определенным основаниям;
  • предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • задержки выдачи трудовой книжки работнику по вине работодателя.
Читайте также:  Форма РСВ с 2023 года в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)

Общие и специальные гарантии.

Конституция Российской Федерации гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.

В статье 133 Конституции Российской Федерации закреплены, такие важнейшие гарантии как право на судебную защиту и право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. В соответствии с названной статьей не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации федеральными законами.

Экономические гарантии заложены в становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.

Такое право закреплено за местным самоуправлением Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении другими нормативными правовыми актами. Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии.

Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую инициативу, на проведение собраний и сходов, на обращение в органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления для реализации функций наделены соответствующей компетенцией, гарантирующей выполнение задач местного значения.

Правовые гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

В ч.3 ст.3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что установленные Конституцией РФ и данным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение корреспондирует норме п.3 ст.55 Конституции РФ, определяющей условия ограничения любых прав и свобод граждан, включая право на местное самоуправление.

Согласно ч.2ст.4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим Законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.

Важен блок, связанный с обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также самими органами местного самоуправления и гражданами.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты, принятые в пределах компетенции муниципального образования, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение решений органов местного самоуправления физические и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (ч.3ст.7). Следует отметить, что в настоящее время Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает административной ответственности за неисполнение решений органов местного самоуправления. Поэтому такая административная ответственность устанавливается в законах субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации такие законы уже приняты и действуют.

Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (ч.7 ст.22). Согласно ч.7 ст.25 вышеназванного Федерального закона решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

В настоящее время актуально положение о рассмотрении обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

Особое внимание в федеральном и региональном законодательстве уделено праву законодательной инициативы органов местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» называет представительные органы местного самоуправления в числе субъектов такого права. Предоставление местному самоуправлению права законодательной инициативы является достаточно эффективным механизмом реализации интересов муниципальных образований, взаимодействия государственных и местных интересов. Порядок его осуществления можно рассмотреть на примере Закона Приморского края «О порядке осуществления права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления Приморского края».

Представительные органы местного самоуправления края имеют право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Приморского края по всем вопросам, которые отнесены к ведению органов государственной власти Приморского края и входящим в компетенцию Законодательного Собрания. От имени представительного органа местного самоуправления подготовленный законопроект в областное Собрание депутатов вносит руководитель представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. При внесении законопроекта должны быть представлены следующие документы: сопроводительное письмо; решение представительного органа местного самоуправления о внесении законопроекта; пояснительная записка, в которой отражены цель, характеристика, основные положения законопроекта, его место в системе действующего законодательства; перечень правовых актов, которые в связи с принятием закона должны быть изменены, отменены или вновь разработаны.

Обсуждение и принятие решений по законопроектам, вносимым представительными органами, осуществляются в общем порядке законодательной деятельности, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Приморского края.

Гарантии при приеме на работу.

Прием на работу дол­жен производиться в соответствии с принципами подбора кад­ров по деловым качествам. Наниматель при этом руковод­ствуется интересами производства, деловыми соображениями.

Статья 22 Конституции провозглашает, что все граждане равны перед законом и имеют право без всякой дискримина­ции на равную защиту прав и законных интересов. В соот­ветствии с этой конституционной гарантией ст. 14 ТК запре­щает дискриминацию в сфере трудовых отношений, а ст. 16 ТК — необоснованный отказ в заключении трудового договора целому ряду категорий граждан, в том числе: — -направляемым на работу государственной службой занятости;

— тем гражда­нам, которые были письменно приглашены на работу в по­рядке перевода от одного нанимателя к другому по соглаше­нию между ними;

— лицам, прибывшим в соответствии с заяв­кой нанимателя или заключенным договором после оконча­ния учебного заведения; -прибывшим на работу после окон­чания государственных учебных заведений по направлению;

— лицам, имеющим право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения.

Запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3 лет, а одиноким матерям — с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет). Нанима­тель не вправе необоснованно отказывать в приеме на работу военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооружен­ных Сил Республики Беларусь и направленным на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места.

Читайте также:  Как работать с универсальным передаточным документом (УПД) в бухгалтерии?

В случае отказа в заключении трудового договора в ука­занных случаях наниматель обязан обосновать свое решение в трехдневный срок после обращения работника за разъясне­ниями, известив в письменной форме о мотивах отказа.

Только при наличии уважительных причин, предусмот­ренных в законодательстве, наниматель вправе отказать граж­данину в заключении трудового договора (отсутствие вакант­ной должности или рабочего места, отсутствие у гражданина образования, квалификации или других деловых качеств, не­обходимых для замещения вакантной должности и т.п.).

Согласно ст. 64.1 ТК РФ, запрещается любой необоснованный отказ при приеме на работу. Это положение подкреплено ст. 19 Конституции РФ, указывающей на равенство прав граждан и запрещающей любые формы ограничения этих прав.

Ч.2 ст. 64 ТК РФ признает отказ необоснованным, если он не учитывает деловых качеств соискателя. Это правило применяется ко всем гражданам, независимо от возрастной категории, расовой принадлежности, наличия регистрации и т. д.

Часть 3 статьи запрещает отказывать женщине, находящейся в положении, а 4 часть – тем гражданам, которые были приглашены на вакансию в письменной форме в порядке перевода.

Если соискатель считает отказ необоснованным, он вправе обратится в суд.

Наличие признаков необоснованности в отказе от заключения трудового договора, есть основанием для его обжалования, для чего соблюдается определенный порядок. Такие действия осуществляются в рамках судебного производства, путем предъявления соответствующего иска.

Предоставление законодателем прав обжалования необоснованных действий потенциального работодателя, основано на принципах свободы труда, наличием равных возможностей на трудоустройство, недопущении дискриминации по каким-либо признакам.

Для того чтобы осуществить обжалование, необходимо требовать от работодателя письменный мотивированный отказ, содержащий причины, по которым работник не может быть трудоустроен, что относится к разряду прав трудоустраивающихся.

Положения ТК РФ имеют ряд оснований, которые свидетельствуют о необоснованности отказа, однако круг таких оснований может быть расширен судом по личному убеждению.

В качестве правомерного отказа может признаваться лишь тот отказ, который обоснован отсутствием необходимых деловых качеств у самого претендента на рабочее место.

Порядок обжалования установлен ТК и ГПК РФ, споры могут быть рассмотрены мировым судом, а при наличии исключительных обстоятельств, федеральными судами.

Юридические гарантии при приеме на работу

Юридические гарантии – это установленные действующим законодательством средства, с помощью которых государство обеспечивает соблюдение субъективных прав, в данном случаи прав будущих работников.

Юридические гарантии делятся на общие и специальные, не большой перечень гарантий приводится ниже, с более подробным перечнем можно ознакомиться в Трудовом Кодексе Российской Федерации:

  1. Общие:
    • Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ) Отказ заключения договора может быть обжалован в судебном порядке;
    • Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей;
    • По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме;
    • ст. 70 ТК РФ устанавливает круг лиц, в отношении которых работодатель не вправе устанавливать испытательный срок при приеме на работу;
    • Законодательством установлен максимальный испытательныйсрок при приеме на работу (три месяца);
    • ст. 60 ТК РФ запрещает работодателю требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
    • и другие.
  2. Специальные – применяются только в отношении прямо предусмотренных в законе работников:
    • ст. 212 ТК РФ работники занятые на тяжелых работах, работники, связанные с движением транспорта и некоторых других работников проходят при приеме на работу обязательные медицинские осмотры;
    • ст. 253 ТК РФ ограничивает применение труда женщин на работах, связанных с вредными условиями труда, а также запрещает применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающие предельно допустимые для них нормы;
    • ст. 265 ТК РФ запрещает применение труда несовершеннолетних на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию;
    • ст. 266 ТК РФ устанавливает обязательные для несовершеннолетних медицинские осмотры при приеме на работу;
    • и другие.

Небольшие нюансы при трудоустройстве.

При приеме на работу работодатель вправе потребовать от работника:

  1. Паспорт, либо иной документ, удостоверяющий личность;
  2. Трудовую книжку;
  3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  4. Документы воинского учета;
  5. Документ об образовании, если работа требует специальных знаний;
  6. Идентификационный номер налогоплательщика (цифровой код, упорядочивающий учёт налогоплательщиков в Российской Федерации. Присваивается как юридическим, так и физическим лицам).

Если трудовой договор заключается впервые, то трудовая книжка и свидетельство о пенсионном страховании оформляется работодателем.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки, в связи с ее утратой, работодатель обязан, по письменному заявлению этого лица оформить новую трудовую книжку.

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, в течении двух лет обязаны при заключении трудовых договорах, сообщать работодателю сведения о последних месте службы.

Какие гарантии существуют при приеме на работу

Независимо от порядка трудоустройства, всякому желающему работать будет полезна следующая шпаргалка по гарантиям при приеме на работу. В соответствии с абз. 1 ст. 64 ТК РФ , администрация предприятия не вправе беспричинно отказать гражданину в приеме на работу. Это правило разъясняется в абз. 2 той же статьи, из которой следует, что отказать кандидату в приеме компания может только в том случае, если его деловые качества не соответствуют вакантной должности. Под деловыми качествами следует понимать специальность, квалификацию и личные особенности, необходимые для выполнения того или иного функционала.

Отклонить кандидатуру можно еще и потому, что соискатель не соответствует требованиям, которые законодатель предъявляет к претендентам на такую должность. Но это все должно быть подкреплено аргументами, необоснованно отказать в трудоустройстве администрация права не имеет. Гражданин вправе требовать реализации гарантии при приеме на работу, обоснование отказа в приеме, в том числе в письменной форме и, в случае несогласия, обжаловать отказ в суде.

Какие юридические гарантии установлены при заключении трудового договора

К юридическим гарантиям при заключении трудового договора относятся общие аспекты, которые регулируют данный документ. Дополнительно к ним могут быть применены и специальные условия. Общие вопросы регулируют следующие права:

  • по статье 64 ТК РФ регулируются отказы без веских оснований;
  • также нельзя отказывать беременным соискательницам или с детьми;
  • в случае получения отказа, соискатель имеет право на получение письменного обоснования;
  • статья 70 ТК РФ предписывает максимальный испытательный срок в три месяца, а также предписывает круг лиц, на которых он не распространяется;
  • по статье 60 ТК РФ от сотрудника нельзя требовать выполнение работы, которая не предусмотрена контрактом.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...