Дисквалификация директора: за что применяется и последствия нарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дисквалификация директора: за что применяется и последствия нарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Решение суда о дисквалификации является для всех обязательным. Такой гражданин не вправе занимать должность директора на протяжении всего срока дисквалификации. Чтобы избежать нарушения закона, работодатель обязан проводить проверку претендента на основании Реестра дисквалифицированных лиц. Информацию можно запросить в ИФНС. За предоставление услуги установлена государственная пошлина в размере 100 рублей (п. 1 Постановления Правительства РФ № 615 от 03 июля 2014 года).

Комментарии к ст. 3.11 КОАП РФ

1. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес существенные изменения в ранее действовавшее определение понятия «дисквалификация». Если ранее дисквалификация рассматривалась как вид наказания, применяемого к лицам, занимающим должности в исполнительных органах управления юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, то ныне она в равной мере относится к должностным лицам органов публичной власти.

Речь идет о лишении лица, являющегося государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, права замещать должность соответственно федеральной гражданской службы либо гражданской службы субъекта РФ, либо муниципальной службы.

2. На наш взгляд, в данном случае имеются в виду лица, занимающие должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (подробнее см. примечание ст. 2.4 КоАП РФ).

3. Вместе с тем, как и ранее, дисквалификация как вид административного наказания может быть применена к физическим лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе управления юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета) и к другим должностным лицам, в том числе осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

К иным случаям относится осуществление перечисленных выше функций индивидуальным предпринимателем (например, выполняющим одновременно функции директора предприятия) и лицом, занимающимся частной практикой, например, арбитражным управляющим.

В связи с этим следует обратить внимание на санкции некоторых статей гл. 7, 13, 14, 15, 19 КоАП РФ в виде дисквалификации, которые согласно примечанию ст. 2.4 КоАП РФ могут быть применены к таким должностным лицам, как члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий и другим перечисленным в указанном примечании лицам.

4. Дисквалификация во многом схожа с санкцией, предусмотренной УК РФ (ст. 47), в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако, в отличие от упомянутого уголовного наказания, которое применяется в качестве дополнительного и распространяется на любую сферу деятельности лица, дисквалификация является основным административным наказанием и может быть применена лишь к тем лицам, которые упомянуты в ст. 2.4 Кодекса, и только в тех случаях, когда она предусмотрена в качестве санкции в конкретной статье КоАП РФ.

5. Ведение перечня дисквалифицированных лиц и выдача соответствующей информации возложены на МВД России (см. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 483, а также утвержденное Приказом МВД России от 22 ноября 2006 г. N 957 Наставление по формированию и ведению Реестра дисквалифицированных лиц и Инструкцию о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах (РГ. 2007. 12 янв.)).

6. КоАП РФ (ч. 3 ст. 4.5) установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, со дня совершения или обнаружения правонарушения, что обусловлено повышенной вредностью таких административных правонарушений и трудностью их выявления.

Ответственность за нарушение дисквалификации

При отсутствии действий по выполнению решения суда о дисквалификации директора наступает ответственность, как для самого директора, так и для организации.

Протокол на дисквалифицированного руководителя о продолжении исполнения им обязанностей составляют сотрудники полиции в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Такое нарушение может быть выявлено ими самостоятельно или по сообщению иного заинтересованного лица. К примеру, это может быть сообщение налогового органа – инициатора дисквалификации директора в ситуации, когда директор не уволился.

Первоначально суд назначает дисквалифицированному директору штраф в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП РФ). При продолжении работы в должности, дисквалифицированного руководителя можно привлечь уже к уголовной ответственности. За нарушение предусмотрен штраф в размере до 50 000 рублей, а также лишение свободы на срок до 1 года.(ч. 1 ст. 315 УК РФ).

Контрагенты и арбитражные управляющие вправе оспаривать договоры, подписанные дисквалифицированным директором.

Если дисквалифицированный директор не переведен на иную должность или не уволен, к работодателю может быть применен штраф на сумму до 100 000 рублей (п. 2 ст. 14.23 КоАП).

Дисквалифицировать можно не только директора

Дисквалификация выражается во временном лишении физического лица права замещать должности, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, управлять юридическим лицом (п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ). В круге лиц, попадающих под действие данной санкции, могут оказаться не только директора, но и другие лица из органов управления компании. Особый интерес представляет лишение физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица.

Читайте также:  AliExpress не возвращает деньги за отмену заказа

КоАП РФ не раскрывает понятие «исполнительный орган управления юридического лица», но указывает должностных лиц юридического лица, в отношении которых может быть применена дисквалификация. К таким лицам относятся:

  • должностные лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
  • члены совета директоров (наблюдательного совета).

Причины и основания для дисквалификации

Соблюдение работодателями норм трудового законодательства, прочих правовых актов, регламентирующих вопросы, связанные с трудовыми отношениями контролируется со стороны государства федеральной инспекцией труда, в лице территориальных инспекций, расположенных во всех субъектах страны, объединенных в единую систему центральным органом власти.

В случае выявленных нарушений в ходе надзорных мероприятий, проверяющий инспектор труда фиксирует эти сведения в акте проверки, составленном в двух экземплярах, один из которых остается в инспекции, второй под роспись передается работодателю (или уполномоченному представителю – директору, руководителю деятельностью предприятия).

Выдается предписание об устранении нарушений в установленные сроки.

В предусмотренных законом случаях составляются административные протоколы, дела по которым рассматриваются в самой инспекции в рамках ее компетенции, либо передаются в суд для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

Примечание: В полномочиях трудовых инспекций проводить плановые и внеплановые проверки юридических лиц, вне зависимости от формы собственности предприятий, организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности труд наемных рабочих с целью реализации одной из основных функций – защиты гарантированных трудовых прав граждан.

По обращению работников с жалобой о нарушении работодателем их законных интересов, свобод в прокуратуру, может быть проведена прокурорская проверка.

Внимание: В полномочия прокурора входит не только право опротестовывать противоречащие закону правовые акты, вносить представления об устранении выявленных нарушений, но и возбуждать производство по делам об административном правонарушении.

В соответствии с административным законодательством, если нарушение норм трудового законодательства, прочих федеральных законов, регулирующих трудовые правоотношения, в том числе требований охраны труда выявлено надзорными органами впервые, как правило, сам работодатель, виновные должностные лица могут получить предупреждение или с них взыщут штраф.

Дисквалификация директора ждет на срок от одного года до трех лет, если ранее он подвергался административному наказанию за аналогичные правонарушения, касающиеся:

  • нарушений норм трудового права;
  • допущения к выполнению трудовых обязанностей лицами, не имеющими соответствующих полномочий;
  • уклонения от официального оформления трудовых договоров, либо прикрытие фактически трудовых отношений соглашениями, имеющими гражданско-правовой характер;
  • несвоевременной или в неполном объеме выплате заработной платы и прочих причитающихся денежных средств работникам;
  • нарушений нормативных требований охраны труда;
  • не проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда рабочих мест;
  • допуска к работе лиц, не прошедших должным образом инструктажей и проверку знаний по охране труда, в предусмотренных законом случаях для отдельных категорий работ — стажировку, медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований;
  • не обеспечения подчиненных средствами защиты для выполнения работы в условиях труда, признанных опасными, вредными для здоровья и жизни людей.

Примечание: Дисквалификация предусмотрена и за другие административные правонарушения, например, фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве – сроком от полугода до трех лет, согласно ст. 14. 12, ст. 14. 13 КоАП РФ.

Последствия дисквалификации

Как только постановление о дисквалификации вступает в силу, получивший постановление руководитель должен незамедлительно прекратить деятельность по управлению юридическим лицом. Наложение подобного наказания ведет к разрыву трудового договора об управлении юридическим лицом – если отсутствует возможность трудоустроить бывшего управленца на другую вакансию (в этом случае директор может быть уволен даже в случае нахождения на больничном). Стандартная практика в случае ожидаемой дисквалификации: управленец создает новую должность «под себя» и при вступлении постановления в законную силу, новый руководитель должен предложить предыдущему эту вакансию.

Закон не запрещает новому управляющему выдать бывшему генеральному директору соответствующую доверенность, и он сможет далее продолжать действовать в интересах предприятия.

Комментарий к ст. 3.11 КоАП

1. Установление в КоАП РФ такой меры наказания, как дисквалификация, соответствует целям административного законодательства и обеспечивает применение меры административной ответственности, адекватной совершенному правонарушению и личности правонарушителя — гражданина, осуществляющего управление процессами, имеющими значение для общества. Государство обеспечивает принудительное (не по своей воле) лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Определение КоАП РФ круга лиц, к которым может быть применена дисквалификация (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ), выступает как общая материально-административная гарантия привлечения граждан к административной ответственности.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом — мировым судьей или постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда за совершение административных правонарушений, производство по которым осуществляется в форме административного расследования (см. комментарий к ст. 28.7).

2. В отношении применения дисквалификации законодателем определены сроки применения за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом — от шести месяцев до трех лет.

Срок давности привлечения к административной ответственности установлен не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — 1 года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

3. Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих, некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (см. комментарий к ст. 2.10). А также к арбитражному управляющему — лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 116-ФЗ) «О несостоятельности (банкротстве)».

Читайте также:  Может ли инвалид 2 группы работать и получать пенсию одновременно в 2023 году

Институт дисквалификации в настоящее время находит все более широкое распространение, так, инициировано применение данной меры в отношении должностных лиц организаций за непредставление, пропуск срока представления или представление заведомо ложных сведений, носящих обязательный характер, в налоговые органы, за фиктивное банкротство и т.д. (см., например: ФЗ от 19 декабря 2005 года N 161-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях»).

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

— нарушение законодательства о труде и об охране труда (статья 5.27);

— фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12);

— неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13);

— ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21);

— совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22);

— нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц (часть 4 статьи 14.25).

4. Административная ответственность за осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом установлена ст. 14.23 КоАП.

Порядок исполнения постановления о дисквалификации определен ст. 32.11 КоАП (см. комментарий).

Причины и основания для дисквалификации

Соблюдение работодателями норм трудового законодательства, прочих правовых актов, регламентирующих вопросы, связанные с трудовыми отношениями контролируется со стороны государства федеральной инспекцией труда, в лице территориальных инспекций, расположенных во всех субъектах страны, объединенных в единую систему центральным органом власти.

В случае выявленных нарушений в ходе надзорных мероприятий, проверяющий инспектор труда фиксирует эти сведения в акте проверки, составленном в двух экземплярах, один из которых остается в инспекции, второй под роспись передается работодателю (или уполномоченному представителю – директору, руководителю деятельностью предприятия).

Выдается предписание об устранении нарушений в установленные сроки.

В предусмотренных законом случаях составляются административные протоколы, дела по которым рассматриваются в самой инспекции в рамках ее компетенции, либо передаются в суд для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

Примечание: В полномочиях трудовых инспекций проводить плановые и внеплановые проверки юридических лиц, вне зависимости от формы собственности предприятий, организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности труд наемных рабочих с целью реализации одной из основных функций – защиты гарантированных трудовых прав граждан.

По обращению работников с жалобой о нарушении работодателем их законных интересов, свобод в прокуратуру, может быть проведена прокурорская проверка.

Внимание: В полномочия прокурора входит не только право опротестовывать противоречащие закону правовые акты, вносить представления об устранении выявленных нарушений, но и возбуждать производство по делам об административном правонарушении.

В соответствии с административным законодательством, если нарушение норм трудового законодательства, прочих федеральных законов, регулирующих трудовые правоотношения, в том числе требований охраны труда выявлено надзорными органами впервые, как правило, сам работодатель, виновные должностные лица могут получить предупреждение или с них взыщут штраф.

Дисквалификация директора ждет на срок от одного года до трех лет, если ранее он подвергался административному наказанию за аналогичные правонарушения, касающиеся:

  • нарушений норм трудового права;
  • допущения к выполнению трудовых обязанностей лицами, не имеющими соответствующих полномочий;
  • уклонения от официального оформления трудовых договоров, либо прикрытие фактически трудовых отношений соглашениями, имеющими гражданско-правовой характер;
  • несвоевременной или в неполном объеме выплате заработной платы и прочих причитающихся денежных средств работникам;
  • нарушений нормативных требований охраны труда;
  • не проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда рабочих мест;
  • допуска к работе лиц, не прошедших должным образом инструктажей и проверку знаний по охране труда, в предусмотренных законом случаях для отдельных категорий работ — стажировку, медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований;
  • не обеспечения подчиненных средствами защиты для выполнения работы в условиях труда, признанных опасными, вредными для здоровья и жизни людей.

Если в отношении вас проводится проверка, которая может повлечь дисквалификацию или же судом вынесено соответствующее постановление – обращайтесь за помощью к нашим юристам прямо сейчас!

Мы поможем обжаловать постановление о дисквалификации и примем иные меры к защите ваших интересов.

В Административном кодексе предусмотрены несколько видов наказаний, дисквалификация представляет собой один из них. Основные вопросы, связанные с ней регулируются статьей 3.11 КоАП РФ.

Это наказание состоит в том, что виновному запрещается занимать определенные должности в течение назначенного судом срока. Это относится не ко всем видам трудовой деятельности, а только к следующим:

  • государственная служба в РФ (на федеральном, региональном или муниципальном уровне);
  • должности в руководящих исполнительных органах юридических лиц;
  • предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • работа, связанная с подготовкой спортсменов;
  • деятельность, которая связана с экспертизой по вопросам промышленной безопасности;
  • проведение оценки риска, относящегося к вопросам противопожарной безопасности;
  • осуществление экспертизы, относящейся к сфере государственных закупок;
  • при работе в фармацевтической или медицинской сфере;
  • работа в сфере управления многоквартирными домами.

Дисквалификацию не следует путать с другими ситуациями, когда законодательство запрещает физическим лицам заниматься той или иной деятельностью. Существует административное лишение человека специального права работать на определённых должностях, а также аналогичного рода уголовное наказание (статья 47 УК РФ) но эти меры не считаются административной дисквалификацией.

Согласно второй части статьи 3.11 срок действия этого наказания может составлять от 6 месяцев до трех лет.

Важно отметить, что такая мера не предусматривается для тех, кто является учредителем юридического лица или тех, кто является владельцем какой-либо собственности.

Дисквалификация является основным наказанием за совершение определенных правонарушений. Их насчитывается несколько десятков. Для примера можно упомянуть следующие:

  1. Банкротство, которое является фиктивным или сделанным преднамеренно.
  2. Незаконное предоставление кредитного отчета или его получение.
  3. Манипулирование ценами, которое имело место на оптовом рынке электрической энергии.
  4. Нарушение правил. Которые регламентируют проведение работ в сфере сертификации.
  5. Серьезное нарушение, относящиеся к исполнению обязательств, предусмотренных при подписании оборонного контракта.
  6. Правонарушение, относящееся к сфере нецелевого использования бюджетных средств.
  7. Нарушение законодательства о труде лицом, подвергнутым ранее административному взысканию по аналогичной причине.
Читайте также:  Пенсии инвалидам в ХМАО в 2023 году

Существуют также и другие виды правонарушений, за которые назначается дисквалификация.

Протокол об административном правонарушении

По факту нарушения составляется протокол. Который в дальнейшем становится основанием для административного рассмотрения. Этот документ должен содержать следующую информацию:

  1. В начале документа указывают место и дату, когда происходило составление протокола.
  2. Необходимо зафиксировать данные лица, оформившего протокол — должность, фамилию, имя, отчество.
  3. Указывают личные данные человека, совершившего нарушение.
  4. Если есть, переписываются данные свидетелей или потерпевших.
  5. Подробно фиксируется суть произошедшего, место и время нарушения.
  6. Приводится статья КоАП, которая рассматривает этот вид нарушения закона.
  7. В протоколе должна быть изложена позиция лица, которое обвиняется по вопросу рассматриваемого происшествия.
  8. В обязательном порядке должно быть зафиксировано, что обвиняемому были разъяснены его права и обязанности.
  9. Если это необходимо для разъяснения дела, то могут быть добавлены другие сведения.
  10. В конце документа ставятся подписи лица, его оформившего, обвиняемого. Также ставятся подписи свидетелей и потерпевших, если они имеются.

Дисквалификация Арбитражных управляющих через призму Конституции РФ

В свете появления на просторах Российского правоприменения первого прецедента о дисквалификации арбитражного управляющего, в профессиональном сообществе вновь встал вопрос о законности данной нормы. Поскольку Экспертное сообщество уже начало , по выражению Максима Доценко, «спецоперацию», думаю, стоит отметить, несколько моментов посвященных дисквалификации, как виду административного наказания и ее истории в Российской судебной практике.

Во-первых применение дисквалификации к арбитражным управляющим – с точки зрения КоАП РФ и законодательства в целом — случай достаточно уникальный.

Согласно ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Более широко определение раскрывается в ч. 1 ст. 20 настоящего ФЗ — Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

В законодательстве РФ понятие субъектов профессиональной деятельности не отражено, количество законов содержащих понятие «профессиональная деятельность» можно перечислять бесконечно (например ФЗ «Об оценочной деятельности», ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Фактически его нет, поэтому правильнее бы было рассматривать арбитражных управляющих, как субъектов частной практики, а не профессиональной деятельности. В случае с частной практикой можно определить круг лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность, но основе налогового законодательства (ч. 2 ст. 227 НК РФ). Для целей настоящей статьи стоит понимать под субъектами частной практики граждан РФ осуществляющие деятельность требующую специальных познаний и навыков и не требующую регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или образования регистрации юридического лица.

Данные о количестве должностных лиц, подвергнутых административному наказанию в виде дисквалификации арбитражными судами Российской Федерации в 2008 — I полугодии 2011 г.

 2008 
 2009 
 2010 
 I полугодие 
2011
Всего удовлетворено
требований о привлечении
к административной
ответственности
 29948 
 29552 
 27109 
 16135 
Должностные лица,
подвергнутые
дисквалификации
 29 
 36 
 22 
 15 

За десять лет существования этого вида административного наказания в российском административно-деликтном праве и процессе постепенно создавался специальный механизм его применения, включающий в себя материальные и процессуальные элементы.

Кто из участников ООО может быть дисквалифицирован

Дисквалификация по определению, данному в ч. 1 ст. 3.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП), является основным административным наказанием, а более подробно понятие раскрыто в ст. 3.11 КоАП. Из анализа данной нормы и вытекает ответ на вопрос, кого именно из участников ООО законодатель отнес к числу тех, кто может быть подвергнут данной санкции:

  • дисквалифицировано может быть только физическое лицо (ч. 1 ст. 3.11 КоАП);
  • подвергнутый дисквалификации участник должен относиться к руководящему (управляющему) составу.

Если говорить более конкретно, такому административному наказанию чаще всего подвергаются:

  • директор;
  • генеральный директор;
  • член совета директоров.

Список дисквалифицированных руководителей: получение сведений

Реестр дисквалифицированных лиц носит открытый характер, что позволяет любому заинтересованному лицу осуществить проверку и избежать в дальнейшем множества проблем. Ранее уже отмечалось, что налоговые органы откажут во включении в ЕГРЮЛ информации о руководителе, внесенном в Реестр. Но еще больше вопросов может возникнуть, если наличие руководителя в «Реестре дисквалифицированных лиц» будет выявлено позднее. Прежде всего, административной ответственности будет подвергнут сам дисквалифицированный в порядке ст. 14.23 КоАП РФ, предусматривающей штраф в размере пять тысяч рублей.

Законодательство обязывает запрашивать сведения в отношении будущего руководителя, которые содержит «Реестр дисквалифицированных руководителей». Проверить эту информацию достаточно просто. Заинтересованное лицо может направить запрос в налоговые органы, в котором должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, ИНН и паспортные данные интересующего гражданина. В течение пяти рабочих дней ФНС предоставит выписку из Реестра – если данные есть в нем, либо справку – если информация отсутствует. За направление запроса необходимо заплатить 100 рублей (п. 27 Регламента, утв. приказом Минфина РФ от 30.12.2014 № 177).

Орган, уполномоченный назначать наказание в виде дисквалификации

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ст. 3.11 ч.2 КоАП РФ). При этом важно понимать, что отдельные виды административных наказаний (например, административный штраф или предупреждение) назначаются (могут назначаться) не судом, а должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (в сфере здравоохранения в качестве таковых может выступать, например, Роспотребнадзор, Росздравнадзор).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...