Что такое лизинг автомобиля и зачем он нужен?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое лизинг автомобиля и зачем он нужен?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Речь идет о совершенно стандартной для плательщика НДС процедуре — принятии исходящего налога (который фактически уплачивается в составе лизингового платежа) к вычету при исчислении платежа в бюджет исходя из величины входящего НДС (по выручке от контрагентов в рамках налогооблагаемых операций).

Доказательства налогового органа.

В ходе контрольных мероприятий инспекция установила, что не прошло и месяца с даты заключения договоров лизинга, как налогоплательщик сдал лизинговое имущество в аренду. На первый взгляд ничего незаконного в действиях общества нет. Но! Между арендатором и арендодателем прослеживаются явные признаки аффилированности.

К сведению:

Под аффилированными понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Дело в том, что учредителем организации-арендатора являлась супруга руководителя и участника общества-арендодателя (он же лизингополучатель). Почтовый адрес последнего совпадал с адресом регистрации арендатора. Идентичны были и контактные телефоны сторон договора аренды. Кроме того, размер арендной платы не покрывал расходы общества на уплату лизинговых платежей. Так, сумма ежемесячных арендных платежей составляла 35,4 тыс. руб., а лизинговых – 93,7 тыс. руб. То есть лизинговые платежи, уплачиваемые обществом за спорное имущество, более чем в два раза превышали получаемую от аффилированного лица плату за аренду этого имущества.

Кроме признаков аффилированности налоговый орган установил еще много интересных фактов. Арендатор спецтехники представлял собой реально действующую хозяйственную организацию, которая использовала ее в деятельности, связанной с оказанием транспортных услуг по перевозке сжиженного газа. При этом компания применяла спецрежим – УСНО и поэтому не являлась плательщиком НДС. Как следствие, у нее отсутствовала возможность предъявления НДС к вычету (возмещению), если бы она была стороной договора лизинга.

В свою очередь, лизингополучатель (он же арендодатель) с момента своего создания вступал в хозяйственные взаимоотношения только с лизингодателем и арендатором спорного имущества, то есть, по сути, иной хозяйственной деятельности никогда не вел и доходов не получал. У него нет собственных трудовых и материальных ресурсов (кроме сданных в аренду транспортных средств). Также отсутствовали основные и оборотные средства, иное имущество, которое может быть использовано для ведения реальной предпринимательской деятельности. Другими словами, в ходе камеральной проверки инспекторы установили: общество не имеет необходимых условий для ведения самостоятельной экономической деятельности.

Поскольку арендных платежей не хватало для осуществления расчетов по договорам лизинга, налогоплательщик брал деньги взаймы у трех организаций. Арендатор транспортных средств, разумеется, был в их числе. За счет его средств была погашена преимущественная часть лизинговых платежей. При этом договоры займа уплату процентов не предусматривали. К тому же возвращать привлеченные средства налогоплательщику было нечем – иных доходов, кроме арендных платежей в скромной сумме, он не получал.

С учетом перечисленных обстоятельств налоговый орган пришел к выводу: фактически бремя по уплате лизинговых платежей нес арендатор спецтехники, использующий ее в своей хозяйственной деятельности. Ведь их основным источником являлись поступившие от данного лица арендные платежи и беспроцентные займы, которые реально вернуть в установленный срок не представлялось возможным. Получается, что установленные проверкой факты в совокупности раскрывают мотив совершения лизинговой сделки через взаимозависимое лицо – возмещение НДС из бюджета в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность. Согласились ли с проверяющими судьи?

Возможные риски для клиентов

Говорить о возможных рисках для клиентов лизинга стоит, учитывая финансовое положение этих самых клиентов. Как показали итоги «пандемического» 2020 года, около 20% всех активов лизинговых компаний попали в категорию проблемных – клиенты попросту не могли обслуживать свои договоры. Лизинговые компании пошли навстречу своим потребителям и предложили им программы реструктуризации (всего она затронула до четверти всего портфеля).

Так что основной риск в лизинге для клиента – возможность остаться и без денег, и без автомобиля в случае проблем с бизнесом.

Но есть и некоторые другие потенциальные опасности от таких сделок:

  • клиент обязуется обслуживать ТС у официального дилера, вплоть до капитального ремонта – при неблагоприятном стечении обстоятельств это будет дорого. Можно договориться с компанией так, что именно она будет обслуживать авто, но тогда лизинговая плата вырастет на еще большую сумму;
  • на лизинговом автомобиле запрещено выезжать за границу;
  • автомобиль может быть не только в лизинге, но и в залоге у банка из-за проблем лизинговой компании. Такое бывает редко (все же лизинговых компаний в стране не так много), но риск все же существует – при выкупе авто по истечению срока действия договора клиент в этом случае не сможет переоформить на себя покупку;
  • могут быть проблемы при полном закрытии договора – если компания по каким-то причинам будет тянуть с закрытием, все это время клиент не сможет переоформить на себя автомобиль (а компания при желании вообще может его изъять).
Читайте также:  Может ли инвалид 2 группы работать и получать пенсию одновременно в 2023 году

Кроме того, стоит обратить внимание на некоторые особенности лизинга. Так, при страховании по договору каско выгодоприобретателем указывается лизинговая компания, и при угоне авто или серьезном ДТП компенсацию получит именно компания. Но может быть так, что страховщик выплатит всю сумму, а потом выяснит, что авто угнали из-за неосторожности водителя – ему предъявят регресс на всю сумму.

Есть и вопрос со штрафами – обычно лизинговые компании оплачивают штрафы за водителя быстро и с 50%-ной скидкой (так как уведомления приходят именно компании). Но если компания не успеет отреагировать и оплатить штраф в 20-дневный срок, водителю придется оплачивать все 100% его суммы.

Расходы первоначального лизингополучателя в месяце перенайма

Амортизация и текущие платежи. У некоторых лизингополучателей возникает вопрос: начислять амортизацию за последний месяц действия договора лизинга или нет? И можно ли по-прежнему применять специальный лизинговый коэффициент?

По общему правилу начисление амортизации прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия основного средствап. 5 ст. 259.1 НК РФ. Следовательно, лизингополучатель может начислять амортизацию, в том числе и в месяце, в котором он передает предмет лизинга своему преемнику — новому лизингополучателю.

И ограничений на применение в последнем месяце лизингового коэффициента нетПостановление АС УО от 29.06.2015 № Ф09-4307/15.

“Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (но не выше 3) в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора лизинга (если они не относятся к 1—3-й амортизационным группам)подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ.

Таким образом, при начислении амортизации в месяце передачи предмета лизинга новому лизингополучателю первоначальный лизингополучатель имеет право на применение специального коэффициентап. 5 ст. 259.1 НК РФ”.

НОВОСЕЛОВ Константин ВикторовичГосударственный советник РФ 2 класса, к. э. н.

Однако, как мы уже говорили, сумма расходов, которую лизингополучатель может учесть при расчете налога на прибыль за весь срок действия лизингового договора, ограничена суммой текущих лизинговых платежей. И если ранее начисленная амортизация больше общей суммы текущих платежей, то в расходах месяца перенайма вообще нет смысла что-либо учитывать.

  • сумма текущих лизинговых платежей, подлежащая уплате компанией А лизингодателю, составит за 12 месяцев 75 000 руб.;
  • если не начислять амортизацию в месяце перенайма, то надо будет восстановить расходы в сумме 62 500 руб. — разницу между суммой амортизационных отчислений за 11 месяцев и текущими платежами за 12 месяцев (137 500 руб. – 75 000 руб.);
  • если начислить амортизацию за 12-й месяц с коэффициентом 3 в прежней сумме — 12 500 руб., то надо будет восстановить расходы в сумме 75 000 руб. ((137 500 руб. 12 500 руб.) – 75 000 руб.);
  • если начислить амортизацию за 12-й месяц без коэффициента 3 в сумме 4167 руб., то восстановить придется 66 667 руб. ((137 500 руб. 4167 руб.) – 75 000 руб.).

В любом из вариантов база по налогу на прибыль в месяце перенайма после корректировки расходов должна увеличиться на 62 500 руб.

Недосписанные расходы, связанные с получением предмета лизинга. Как мы уже говорили, формируется первоначальная стоимость предмета лизинга на основании сведений лизингодателя о его затратах. Но у лизингополучателя могли быть и свои расходы, к примеру связанные с доставкой лизингового имущества и доведением его до рабочего состояния.

Экономим при покупке машины: возврат НДС в автолизинге

Одно из очевидных преимуществ финансовой аренды (лизинга) автомобиля — возврат уплаченных во время действия договора процентов по НДС. Выигрыш в итоге получается существенным.

Для возврата средств нужно учесть ряд нюансов, чтобы процедура прошла успешно. Эксперты компании «Газпромбанк Автолизинг» рассказали об основных нюансах налогообложения лизинговых сделок.

Лизинговые платежи, согласно п. 10 ст. 264 Налогового кодекса РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством. Если имущество, полученное по договору лизинга, находится на балансе лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с настоящим подпунктом, признаются лизинговые платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со ст. 259-259.2 НК РФ; у лизингодателя — расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.

При этом сами сделки лизинга, согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (НДС), который впоследствии может быть истребован лизингополучателем в качестве вычета на общих основаниях. При этом важно помнить, что сама процедура возврата бывает трех основных типов. О них и поговорим.

Особенности и частые вопросы

В процессе осуществления процедуры возврата, у плательщиков могут возникать различные нестандартные вопросы. Как правило они связаны с состоянием самого транспортного средства, порядком его приобретения, а также эксплуатацией автомобиля.

  • Возмещение НДС при покупке б/у авто. Определяющим фактором в данном случае является статус участника. То есть, на компенсирование может рассчитывать только юридическое лицо.
  • Возмещение НДС, если ТС приобретено в кредит или лизинг. В этом случае также статус плательщика является определяющим фактором. Рассчитывать на это может только юридическое лицо. Порядок возврата НДС единый. ОН не зависит от способа приобретения автомобиля. Потребуется оформить декларацию, подготовить подтверждающие документы и обратиться в ФНС.
  • Как подтвердить целевое использование транспортного средства? Для этого необходимо подготовить документы, подтверждающие такой факт. Это могут быть товарно-транспортные накладные, путевки, маршрутные листы, приказы о командировках.
  • Может ли вернуть НДС иностранная компания? Законодательство РФ предусматривает такую возможность только для плательщиков, перечисляющих средства в бюджет. Если компания осуществляет такие платежи, она может рассчитывать на компенсацию.
Читайте также:  Работа по договору без оформления трудовой книжки

Частично компенсировать свои расходы при покупке автомобиля может только юридическое лицо. Для этого потребуется подготовить необходимые документы, налоговую декларацию и обратиться в орган ФНС по месту регистрации в качестве плательщика.

Сопутствующие расходы

Использование имущества сопрягается с попутными расходами – на ремонт, сервис, страховку и прочее. Все эти расходы получатель лизинга может учитывать в своих затратах без специального указания на то в соглашении. Исключение только в затратах на страховку.

Здесь запрашивается запись в соглашении о том, что затраты на страховку несет получатель лизинга. Текущие затраты, а также затраты на все типы ремонта несет получатель лизинга. Затраты на ремонт входят в состав других затрат в отчетном налоговом периоде, в котором они осуществлялись. При этом налоговые затраты понижают понесенные затраты.

А по отношению к страховке в ст. 21 НК России правило о том, кто платит за страховку активов (к примеру, автомобиля), не закрепляется, так что нужна оговорка в соглашении. При ее присутствии получатель лизинга учитывает затраты на страховку при обложении налогами дохода.

При этом, если имущество лизинга на балансе получателя лизинга, то эти затраты списываются на основе подпункта 3 п. 1 ст. 263 Налогового кодекса России.

А если активы остались на балансе арендодателя, то основой для учета затрат на страховку будет подпункт 7 п. 1 ст. 263 Налогового кодекса. В обеих ситуациях затраты на страховку признаются в отчетном времени, в котором были перечислены из кассы деньги на оплату страховки.

Проводки по НДС по договору лизинга

Ведение бухучета по операциям лизинга регламентируется соответствующим приказом Минфина РФ от 17 февраля 1997 года № 15. Объект лизинга может учитываться на балансе одной из сторон: лизингодателя или лизингополучателя. Этот порядок закрепляется в договоре или в дополнительном соглашении к нему.

В бухучете он, как правило, показывается на счете основных средств. Если имущество учитывается на балансе лизингодателя (счет 01 «Основные средства»), то лизингополучатель отражает его стоимость на забалансовом счете 001 («Арендованные основные средства»).

Учет всех расчетов по договору лизинга производится на счете 76, с отдельной аналитикой по платежам: аванс (для учета авансов), текущие платежи (ежемесячные платежи), выкупная стоимость (стоимость имущества при выкупе). Далее принимаются в расчет все нюансы учета продавца и покупателя лизингового имущества.

Доказательства налогового органа.

В ходе контрольных мероприятий инспекция установила, что не прошло и месяца с даты заключения договоров лизинга, как налогоплательщик сдал лизинговое имущество в аренду. На первый взгляд ничего незаконного в действиях общества нет. Но! Между арендатором и арендодателем прослеживаются явные признаки аффилированности.

К сведению:

Под аффилированными понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Дело в том, что учредителем организации-арендатора являлась супруга руководителя и участника общества-арендодателя (он же лизингополучатель). Почтовый адрес последнего совпадал с адресом регистрации арендатора. Идентичны были и контактные телефоны сторон договора аренды. Кроме того, размер арендной платы не покрывал расходы общества на уплату лизинговых платежей. Так, сумма ежемесячных арендных платежей составляла 35,4 тыс. руб., а лизинговых – 93,7 тыс. руб. То есть лизинговые платежи, уплачиваемые обществом за спорное имущество, более чем в два раза превышали получаемую от аффилированного лица плату за аренду этого имущества.

Кроме признаков аффилированности налоговый орган установил еще много интересных фактов. Арендатор спецтехники представлял собой реально действующую хозяйственную организацию, которая использовала ее в деятельности, связанной с оказанием транспортных услуг по перевозке сжиженного газа. При этом компания применяла спецрежим – УСНО и поэтому не являлась плательщиком НДС. Как следствие, у нее отсутствовала возможность предъявления НДС к вычету (возмещению), если бы она была стороной договора лизинга.

В свою очередь, лизингополучатель (он же арендодатель) с момента своего создания вступал в хозяйственные взаимоотношения только с лизингодателем и арендатором спорного имущества, то есть, по сути, иной хозяйственной деятельности никогда не вел и доходов не получал. У него нет собственных трудовых и материальных ресурсов (кроме сданных в аренду транспортных средств). Также отсутствовали основные и оборотные средства, иное имущество, которое может быть использовано для ведения реальной предпринимательской деятельности. Другими словами, в ходе камеральной проверки инспекторы установили: общество не имеет необходимых условий для ведения самостоятельной экономической деятельности.

Поскольку арендных платежей не хватало для осуществления расчетов по договорам лизинга, налогоплательщик брал деньги взаймы у трех организаций. Арендатор транспортных средств, разумеется, был в их числе. За счет его средств была погашена преимущественная часть лизинговых платежей. При этом договоры займа уплату процентов не предусматривали. К тому же возвращать привлеченные средства налогоплательщику было нечем – иных доходов, кроме арендных платежей в скромной сумме, он не получал.

Читайте также:  4 проверенных способа взять земельный участок в аренду у государства

С учетом перечисленных обстоятельств налоговый орган пришел к выводу: фактически бремя по уплате лизинговых платежей нес арендатор спецтехники, использующий ее в своей хозяйственной деятельности. Ведь их основным источником являлись поступившие от данного лица арендные платежи и беспроцентные займы, которые реально вернуть в установленный срок не представлялось возможным. Получается, что установленные проверкой факты в совокупности раскрывают мотив совершения лизинговой сделки через взаимозависимое лицо – возмещение НДС из бюджета в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность. Согласились ли с проверяющими судьи?

Возвратный лизинг не является схемой незаконного возмещения НДС.

К такому выводу пришли арбитры Поволжского округа в Постановлении от 07.12.2016 № Ф06-15525/2016 по делу № А72-18882/2015.

Суть схемы:


Налогоплательщик (назовем его ООО-1) приобрел у двух компаний (ООО-2 и ООО-3) 79 транспортных средств на общую сумму 286,5 млн руб. (в том числе НДС – 43,7 млн руб.). Произошло это в 2011 – 2012 годах. В начале 2013 года большая часть данных автомобилей (67 единиц) была реализована ООО-1 своему же учредителю – ООО-4 за 213 млн руб. (включая НДС). В тот же день ООО-4 заключило два договора с ООО-5. На основании договора купли-продажи транспортные средства были проданы ООО-5, которое, в свою очередь, вернуло их ООО-4 как лизингового имущества в соответствии с договором лизинга.

На этом процесс движения транспортных средств не закончился. Спустя неделю ООО-4, выступая в качестве сублизингодателя, передало имущество в сублизинг ООО-1 сроком на 36 месяцев. Иными словами, пройдя некий круг, автомобили возвратились их первоначальному владельцу, который продолжил их использование в своей деятельности. Согласно договору сублизинга общая сумма сублизинговых и выкупного платежей с учетом НДС составила 279,7 млн руб. То есть общество продало спорное имущество за 213 млн руб., тогда как его формальный обошелся на 67 млн руб. дороже. Соответственно, и налоговый вычет превысил НДС, исчисленный с операции по реализации.

Запутались? Покажем движение спорного имущества в виде схемы.

Возврат НДС как обычный вычет

Речь идет о совершенно стандартной для плательщика НДС процедуре — принятии исходящего налога (который фактически уплачивается в составе лизингового платежа) к вычету при исчислении платежа в бюджет исходя из величины входящего НДС (по выручке от контрагентов в рамках налогооблагаемых операций).

В общем случае вычет по НДС применяется в том квартале, за который начислен входящий налог. Но нет никаких проблем с тем, чтобы перенести сумму исходящих НДС на любой из будущих кварталов в течение трех последующих лет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). При этом счет-фактура от лизингодателя по платежу, с которого исчислен переносимый на будущее исходящий НДС, должен быть зарегистрирован в книге покупок лизингополучателя именно за тот квартал, в котором соответствующая сумма будет фактически принята к вычету.

В случае если суммы исходящего НДС больше сумм входящего налога, это означает, что лизингодатель косвенно переплатил налог в бюджет и имеет право вернуть переплату оттуда — в порядке процедуры возмещения НДС.

Учет НДС при лизинге у лизингополучателя

НДС исчисляется и отражается в счете-фактуре с каждого платежа. Регулярные лизинговые платежи учитываются в расходах, а дата их регистрации должна соответствовать периодам, указанным в договоре. Минфин в письме от 23.12.2016 № 03-03-06/1/77533 ссылается на п.1 ст. 272 НК РФ напоминая, что «расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок».

Выкупная стоимость, включая НДС, учитывается только, когда окончится срок действия договора и право собственности на актив перейдет к вашей компании (п. 1 ст. 254; п. 1 ст. 256 НК РФ):

  • если выкупная стоимость меньше или равна 100 тысяч рублей, ее учитывают единовременно как материальные расходы;
  • если за выкуп имущества заплатили больше 100 тысяч рублей, расходы проводят как затраты на приобретение объекта основных средств.

Обязательство по аренде (ОА)

Обязательство по аренде первоначально оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату этой оценки (п. 14 ФСБУ 25/2018). В состав арендных платежей для целей ФСБУ 25/2018 включаются платежи, обусловленные договором аренды (за вычетом НДС) (п. 7 ФСБУ 25/2018). К их числу относятся как суммы периодических платежей, так и выкупные платежи (связанные с правом выкупа, если арендатор намерен воспользоваться таким правом; либо суммы, гарантирующие выкуп). Поэтому в данном случае все лизинговые платежи, предусмотренные Графиком, вне зависимости от их структуры, считаются арендными платежами.

Согласно п. 15 ФСБУ 25/2018 приведенная стоимость будущих арендных платежей определяется путем дисконтирования их номинальных величин. Дисконтирование производится с применением ставки, при использовании которой приведенная стоимость будущих арендных платежей и негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды становится равна справедливой стоимости предмета аренды*(2).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...