Действующие и принимаемые расходные обязательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действующие и принимаемые расходные обязательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В законодательстве о бюджете разъясняется, когда принимаются расходные обязательства, — в течение всего отчетного периода. Принятие сверх доведенных лимитов — это получение и использование бюджетных средств в размере, превышающем установленные для него на определенной финансовый год ограничения.

Предназначение счетов 0 502 07 000 и 0 502 09 000

Счет 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» предназначен для отражения суммы обязательства, принимаемого учреждением в размере начальной (максимальной) цены контракта при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Показатель по данному счету формируется на дату размещения извещения об осуществлении закупок в единой информационной системе на основании такого извещения.

Отметим, что теперь понятие принимаемых обязательств содержится в п. 308 Инструкции N 157н (оно было введено Приказом Минфина России от 06.08.2015 N 124н). Согласно положениям данного пункта под принимаемыми обязательствами следует понимать обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений предоставить, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.

Введение счета 0 502 07 000 связано с принятием Минфином решения об обособленном отражении в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений текущих изменений стоимости заключаемых ими государственных контрактов (договоров) в период осуществления закупочных процедур (конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений). Так как в период, когда учреждение осуществляет процедуру определения поставщиков (исполнителей), известна только максимальная стоимость будущих государственных контрактов (договоров), возможные мероприятия по использованию учреждением разницы между конкурсной и фактической стоимостью этих контрактов (договоров) фактически замораживаются до окончания указанных процедур.

Счет 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» предназначен для отражения суммы отложенных обязательств, возникающих вследствие, например, принятия обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсации за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплате по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, и т.д., расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек) при создании резервов будущих периодов.

Формирование резервов (отражение в учете отложенных обязательств) осуществляется на основе оценочных значений. Порядок и методы определения оценочного значения зависят от вида создаваемого резерва и устанавливаются учреждением в рамках формирования его учетной политики.

При этом оценочное значение обязательств, относимых к будущим событиям, является примерным.

Как принимают лимиты БО

По сути, принять обязательство — значит отразить в учете и подкрепить сопроводительными документами. Принятие БО происходит в пределах установленных лимитов БО в соответствии с ранее заключенными, согласно действующему законодательству, государственными (муниципальными) контрактами и договорами, в том числе с ИП и физическими лицами (ч. 3 ст. 219 БК РФ). Для принятия бюджетного обязательства бюджетному учреждению необходимо подготовить определенные подтверждающие документы:

  • контракт (договор) с приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии);
  • авансовый отчет;
  • расчетную ведомость;
  • РКО на выдачу денежных средств подотчет и иные документы.

Данные следует отразить по соответствующим счетам аналитического учета счетов 502 11 ХХХ (где ХХХ – код экономической классификации) «Принятые обязательства на текущий финансовый год», 502 12 ХХХ «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год».

Данные указываются в разрезе аналитических счетов, по которым отражены остатки в графах 11 и 12 Отчетов 0503128 и 0503728. Номера аналитических счетов указываются в графе 1 разделов.

В графах 3 и 4 необходимо указать даты возникновения неисполненного обязательства и исполнения обязательства в формате «ММ.ГГГГ».

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).

В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

Принятые бюджетные обязательства: как сделать бухгалтерские проводки

Согласно пункту 71 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н) при формировании раздела «Бюджетные обязательства по расходам» формы 0503128 получателем бюджетных средств отражаются показатели:

«в графе 6 — на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» (150211211 — 150211213, 150211221 — 150211226, 150211231, 150211232, 150211241, 150211242, 150211251 — 150211253, 150211261 — 150211263, 150211290, 150211310 (в части расходов бюджета), 150211320 — 150211340, 150211530) в сумме кредитовых оборотов по счету и принятых и не исполненных обязательств на начало отчетного периода;

в графе 8 — на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150212000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» (150212211 — 150212213, 150212221 — 150212226, 150212231, 150212232, 150212241, 150212242, 150212251 — 150212253, 150212261 — 150212263, 150212290, 150212310 (в части расходов бюджета), 150212320, 150212330, 150212340, 150212530) в сумме показателя по кредиту счета по итогам отчетного периода;».

Аналогичное положение предусмотрено для формы 0503738 «Отчет о принятых учреждением обязательствах». Согласно пункту 48 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н)

«в графе 5 «Принято обязательств, всего» формы 0503738 отражаются показатели объема принятых обязательств на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 050211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» (050211211 — 050211213, 050211221 — 050211226, 050211241, 050211242, 050211252, 050211253, 050211262, 050211263, 050211290, 050211310 — 050211340) в сумме кредитовых оборотов по счету и принятых и не исполненных обязательств на начало отчетного периода».

Таким образом, перерегистрированные обязательства (денежные обязательства) будут отражены также, как и другие обязательства текущего года, в графе 5 (7) формы 0503738 в составе кредитового оборота по счету 502.11 (502.12).

Предположим, что поставщик нарушил условия договора, вследствие чего договор был расторгнут. Посмотрим, каким образом можно отразить Отказ от заключения договора в 1С.

Сначала, внесем изменения в график финансирования. Допустим, договор был аннулирован 6-ого июня, и именно эту дату мы указываем в плане финансирования. Обнулим показатели обязательства.

Читайте также:  Программа молодая семья Ставрополе и Ставропольском крае в 2023 году

Иногда получатель бюджетных средств принимаемый бюджетное обязательство заранее, за несколько дней до доведения до него соответствующего лимита бюджетных обязательств. Может ли данный фактор служить основанием неприменения ст. 15.15.10 КоАП РФ? Нет, поскольку суды исходят из наличия самого факта принятия бюджетных обязательств сверх лимита бюджетных обязательств.

Например, Магаданский областной суд в Решении от 29.01.2018 № 12-459/2017 рассмотрел ситуацию, когда Минприроды Магаданской области были приняты бюджетные обязательства по предоставлению муниципальному образованию субсидии за счет средств федерального бюджета на осуществление реконструкции и капитального строительства гидротехнических сооружений в сумме 119 212 000 руб. по ЦС 1731050160 ВР 522, несмотря на отсутствие лимита бюджетных обязательств по ЦС 1731050160 ВР 522, которые были доведены до министерства расходным расписанием только через восемь дней после принятия министерством бюджетных обязательств.

Этот момент очень важен, поскольку в ходе проверки может выявиться несколько случаев принимаемых бюджетных обязательств сверх лимита. При этом нарушения могут относиться:

– к однотипным договорам, которые могут иметь даже один и тот же предмет договора;
– к одному и тому же исполнителю.

Будет ли каждый такой случай превышения лимита считаться самостоятельным правонарушением, за каждое из которых будет применяться отдельная ответственность в виде штрафа? Позиция судебных инстанций, а также контролирующих органов по подобному вопросу неоднозначна.

Например, в п. 2 Письма ФСИН от 29.06.2016 № исх-01-37562 «В ответ на Представление Счетной палаты РФ от 31.05.2016 № ПР 02-121/07-02» приведен пример, когда в ходе проверки установлено, что федеральное казенное учреждение заключило три государственных контракта на оплату коммунальных услуг с нарушением ст. 162 и п. 3 ст. 219 БК РФ, поскольку на момент их регистрации принятые бюджетные обязательства превысили доведенные лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 10 057,3 тыс. руб. Административный штраф в размере 20 000 руб. был применен за каждый отдельный случай.

Верховный суд Республики Марий Эл в Решении от 12.01.2018 № 7р-9/2018 посчитал правомерным составление трех протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.10 КоАП РФ, за принятие обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств, поскольку казенным учреждением были заключены в разное время договоры с различным предметом, разными контрагентами и ценой. Каждое из инкриминируемых в вину административных правонарушений характеризуется отличной друг от друга объективной стороной и образует самостоятельное нарушение, даже если это выявлено в ходе одной проверки, в один период времени, в отношении одного и того же должностного лица.

Верховный суд Республики Хакасии в Решении от 07.03.2018 № 7р-52/2018 рассмотрел ситуацию, когда Управлением Росприроднадзора по Республике Хакасия было заключено восемь договоров возмездного оказания услуг с восьмью экспертами для проведения одной государственной экологической экспертизы проектной документации по карьеру. Суд пришел к выводу, что ненадлежащее исполнение обязанностей по соблюдению требований БК РФ выражалось в ряде идентичных действий, охватываемых единым умыслом для достижения общей цели, то есть Управлением было совершено единое продолжаемое деяние, содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, а не восемь самостоятельных правонарушений.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Критерии оценки малозначительности административного правонарушения в данном кодексе не установлены.

Из арбитражной практики, касающейся признания правонарушения по ст. 15.15.10 КоАП РФ малозначительным, следует, что нужно руководствоваться разъяснениями высших арбитражных судов, которые мы приведем ниже.

Пункт 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъясняет, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не свидетельствуют о малозначительности правонарушения, поскольку в силу ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом некоторые административные правонарушения ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Приложение № 8. Порядок принятия обязательств

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162 , п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н .

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219 , п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Читайте также:  Образец заявления о мошенничестве

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н . Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ , порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 140 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства».
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 141 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Принимаемые обязательства в 1С БГУ, ред. 1

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.

Под понятием «денежное обязательство» подразумеваются правовые отношения, регулируемые гражданским кодексом РФ, которые предусматривают обязательную выплату денежных средств.

Денежные обязательства могут возникать не только в ходе договорных правоотношений, но и вследствие причинения материального и морального вреда или ущерба здоровью.

Объектом таких обязательств является национальная валюта, денежные знаки которой в государстве на момент составления договора считаются законными.

Такие обязательства имеют ряд признаков:

  • Необходимость расчётных средств в виде наличности или в безналичной форме для уплаты долга.
  • Наличие договорного соглашения, который чётко указывает размеры денежного обязательства, его валюту, сроки или обязательную цель, которая должна быть достигнута в результате этих правоотношений.

Также, назначение исполнения такого рода обязательств возможно принудительно по соответствующему решению суда.

Денежные обязательства разделяют на такие виды:

  1. Обязательства, предполагающие передачу зафиксированной суммы денег.
  2. Такие обязательства, которые могут лишь допускать передачу зафиксированный размер денежной суммы.

Денежные обязательства выражаются в национальной валюте РФ – рублях. С учётом риска инфляции, денежные обязательства прописываются в договорном соглашении в виде иностранной валюты или условных единиц.

Этапы санкционирования расходов бюджета

Санкционирование расходов бюджета проходит в четыре этапа:

Этапы санкционирования Действия на каждом этапе
Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства Получатель бюджетных средств (ПБС) с начало должен заключить госконтракт и соглашение, затем формирует данные о бюджетном обязательстве и подает их в органы Казначейства России. После этого ПБС подает информацию о денежном обязательстве и подает из в органы Казначейства России. Бухгалтер должен отразить в учете бюджетные и денежные обязательства
Подтверждение денежных обязательств ПБС формирует и подает заявку в Казначейство на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежные обязательства
Санкционировать оплату денежных обязательств Ответственные сотрудники Казначейства проверяют заявку на кассовый расход и делают свою отметку, что в свою очередь разрешают санкционирование оплаты денежных обязательств
Подтверждение исполнения денежных обязательств Орган Казначейства оплачивает денежное обязательство с единого бюджетного счета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход
Читайте также:  Декларации по обороту пива для розницы отменят с 2024 года

Бюджетное обязательство и денежное обязательство

Принятые бюджетные обязательства — это выделенные на определенный финансовый период (год) и доведенные до учреждений расходные показатели (ст. 6 БК РФ) в пределах установленных лимитов. БО появляется на основании договорных отношений между учреждением и организацией-исполнителем и отражает те затраты, которые учреждение планирует произвести в отчетном году в пределах установленных ЛБО (ч. 3 ст. 219 БК РФ).

В отличие от бюджетных, денежные обязательства — это совокупность обязанностей ПБС по уплате выделенных денежных средств. Оплата должна производиться на основании исполненных условий, заключенных в соответствии с действующим законодательством, отношений гражданско-правового характера.

ДО проводятся в бухгалтерском учете только по факту выполнения условий сделки ГПХ, в момент непосредственной выплаты денежных средств.

Как отразить в учете бюджетные обязательства и денежные обязательства по заработной плате?

Каков порядок отражения в учете бюджетных обязательств и денежных обязательств по заработной плате? В чем заключается принципиальное отличие одного понятия от другого? В статье автор представил разъяснения по данным вопросам.

Согласно ст. 6 БК РФ под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, другим правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ). При этом государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, казенное учреждение заключает и оплачивает в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, заключение трудового договора (контракта) с работником казенного учреждения означает, что учреждение приняло на себя бюджетные обязательства по его исполнению.

В соответствии с п. 140 Инструкции № 162н, а также с учетом разъяснений Минфина, приведенных в Письме от 21.01.2013 № 02‑06‑07/155 «О порядке отражения обязательств в бухгалтерском учете организаций сектора государственного управления», к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет, которые подлежат отражению в бюджетном учете в следующем объеме:

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих принятие обязательств, по перечню, установленному учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований финансового органа по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств (п. 318 Инструкции № 157н).

В бюджетном учете для отражения получателями бюджетных средств принятых учреждениями обязательств Инструкцией № 157н предусмотрены соответствующие счета аналитического учета (разд. 6 «Санкционирование расходов экономического субъекта»).

Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).

В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Понятие обязательства

Обязательство представляет собой взаимоотношение участников экономического оборота (товарообмена) — субъектов гражданского права, урегулированное нормами обязательственного права, т.е. одну из разновидностей гражданских правоотношений.

Поскольку обяза­тельства оформляют процесс товарообмена, они относятся к группе имущественных правоотношений. В этом качестве они отличаются от гражданских правоотношений неимущественного характера, которые поэтому не могут приобретать форму обязательств. Невозможно, на­пример, появление гражданско-правового обязательства сына перед родителями поступить на учебу в университет, отказаться от вредной привычки или обязательства признать честь и достоинство конкретной личности.

Признаки денежных обязательств

Понятие денежного обязательства предполагает наличие ряда специфических признаков рассматриваемого типа правоотношений. Изучим их. Прежде всего юристы выделяют в качестве одного из ключевых признаков денежного обязательства необходимость уплаты долга реальным платежным средством (а не предметом или услугой): банкнотой, официально разрешенной для обращения в конкретном государстве, или в безналичном порядке посредством допустимых для осуществления платежей валют.

Другой значимый признак денежных обязательств, который выделяется юристами, — наличие в договоре или ином документе, предопределяющем образование управомоченной и обязанной стороны, положений, фиксирующих цели, которые достигаются при выполнении обязательств. Если речь идет, в частности, о договоре займа, то такая цель чаще всего звучит как погашение долга перед кредитором.

Денежные обязательства на практике

Какими могут быть виды денежных обязательств? Выше мы привели пример классификации данного типа правоотношений в зависимости от природы управомоченного субъекта (сторона гражданско-правового договора или административная структура). Вместе с тем юридически закрепленные критерии подразделения денежных обременений на те или иные виды в российском законодательстве не слишком выражены. Поэтому природа договоров, которые могут предполагать возникновение обязательств рассматриваемого типа у одной из сторон, может быть разной.

В числе самых распространенных типов сделок, предполагающих денежное обременение, — договор займа. Их субъекты могут находиться в самых разных юридических статусах: физлица, организации, государственные и муниципальные органы, общественные объединения, международные структуры и т. д.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...